«Перешел в неуправляемый полет»
Над акваторией Черного моря в районе Крымского полуострова утром 14 марта средства контроля воздушного пространства ВКС России зафиксировали полет американского беспилотного летательного аппарата MQ-9 в направлении госграницы России, сообщили в Минобороны РФ.
Полет БПЛА проходил с выключенными транспондерами — специальными приемопередающими устройствами, сообщающими наземным службам информацию о координатах, высоте, скорости и ряде других параметров летательного аппарата.
По данным российского военного ведомства, БПЛА нарушил границы района временного режима использования воздушного пространства, установленного в целях проведения специальной военной операции. Информация о нем была доведена до всех пользователей международного воздушного пространства и опубликована в соответствии с международными нормами.
— С целью идентификации нарушителя в воздух были подняты истребители из состава дежурных по ПВО сил, — сообщили в Минобороны РФ.
По данным военного ведомства, в результате резкого маневрирования в районе 9:30 мск MQ-9 перешел в неуправляемый полет с потерей высоты и столкнулся с водной поверхностью.
— Российские истребители бортовое вооружение не применяли, с беспилотным летательным аппаратом в контакт не вступали и благополучно вернулись на аэродром базирования, — сообщили в МО РФ.
По словам военного историка Дмитрия Болтенкова, Россия еще до начала СВО достаточно агрессивно реагировала на действия авиации НАТО в районе Крыма. Но такое поведение было вполне обоснованным: авиация Североатлантического альянса вела себя местами очень провокационно.
— Достаточно вспомнить, что из-за действий американского самолета-разведчика Artemis два года назад над Черным морем чуть не произошла авиакатастрофа, — напомнил эксперт. — Сейчас же ситуация только обострилась. Американские беспилотники постоянно висят недалеко от Крыма. Они однозначно ведут разведку в интересах Киева. Достаточно вспомнить, что при каждом ударе по Крыму в небе висел самолет-разведчик стран НАТО.
«Жнец» с ракетами
Пятитонные MQ-9 Reaper («Жнец»), приходящие на смену MQ-1 Predator, считаются наиболее многофункциональными дронами США. Они оснащены турбовинтовыми двигателями, позволяющими развивать скорость более 400 км/ч, подниматься на высоту 13 тыс. м и висеть в воздухе 24 часа.
Дрон может нести разнообразные комбинации систем вооружений и электронного оборудования, включая телекамеры в видимом и инфракрасном диапазонах, радары. В арсенале «Жнецов» есть ракеты Hellfire, управляемые 227-килограммовые бомбы GBU-12 Paveway II с лазерным и GBU-38 со спутниковым наведением.
Известно о планах оснащения «Жнецов» ракетами класса «воздух – воздух». БПЛА смогут их использовать не только для самообороны, но и для атаки других летательных аппаратов.
Боевые вылеты этого беспилотника начались еще в 2007 году — тогда его использовали в Ираке и Афганистане. В зависимости от оснащения цена такого дрона может доходить до $30 млн.
«Выполнял обычные операции»
Командующий ВВС США в Европе генерал Джеймс Хекер заявил, что беспилотник «выполнял обычные операции в международном воздушном пространстве, когда он получил удар от российского самолета, результатом чего стало падение и полная потеря MQ-9».
Пресс-секретарь Пентагона бригадный генерал Пэт Райдер подтвердил, что беспилотник выполнял разведывательные задачи. Он не уточнил, было ли на его борту вооружение. По словам генерала, минобороны США работает над рассекречиванием снимков перехвата.
По данным военного ведомства США, российский истребитель летел рядом с MQ-9 в течение 30–40 минут, прежде чем он «столкнулся с дроном», после чего тот потерял способность летать, и США вынуждены были направить его в воды Черного моря.
Пэт Райдер заявил, что перехваты не являются чем-то необычным, однако «такой тип поведения этих русских пилотов — это необычно, неудачно и небезопасно».
Официальный представитель Белого дома Джон Кирби сообщил, что президенту США Джо Байдену о случившемся доложил советник по национальной безопасности Джейк Салливан. По его словам, власти США планируют связаться с российской стороной и выразить свою озабоченность.
— Если сигнал заключается в том, что они хотят удержать или отговорить нас от полетов и действий над Черным морем, то он не увенчается успехом, потому что этого не случится, — сказал Кирби.
Он также пообещал, что американцы продолжат летать и действовать в международном воздушном пространстве и в нейтральных водах: «Черное море не принадлежит какой-то одной нации, и мы собираемся продолжать делать то, что мы делаем в интересах нашей национальной безопасности в этой части мира».