Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Больному кораблю: космонавты отработают спуск на аварийном Союзе МС-22"


15 марта 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Экипаж МКС 15 марта проведет тренировку спуска на Землю на аварийном корабле «Союз МС-22», сообщили «Известиям» три источника в отрасли. Космонавты будут включать аппаратуру, имитируя возращение с орбиты, чтобы проверить, как сильно нагреется поврежденный ранее корабль и можно ли его использовать для экстренной эвакуации с МКС в случае какого-либо инцидента. Система терморегулирования корабля вышла из строя в декабре прошлого года, когда в его корпус попал метеороид. Космонавты пояснили, что тренировки на Земле готовят их к возможным «жарким» спускам.

Температурный режим

Тренировка спуска космонавтов МКС на Землю на аварийном «Союзе МС-22» пройдет 15 марта, рассказал «Известиям» источник в отрасли. Дмитрий Петелин, Сергей Прокопьев и Андрей Федяев протестируют аппаратуру корабля, имитируя посадку. Они будут включать системы одну за другой, чтобы проверить их нагрев и то, как растет температура внутри аппарата.

По мнению источника «Известий», данная тренировка проводится, чтобы понять, можно ли будет спустится на Землю на поврежденном корабле в случае крайней необходимости. Например, если из строя выйдет «Союз МС-23», на котором пока и планируется совершить посадку.

Нештатная ситуация на «Союзе МС-22» — разгерметизация внешнего контура системы охлаждения — произошла 15 декабря 2022 года. В результате температура внутри него резко выросла. Официальная версия гласит, что произошло это вследствие попадания в обшивку микрометеороида. 24 февраля на станцию запустили «Союз МС-23» — на смену поврежденному предшественнику. Однако, по словам источника, в Роскосмосе не уверены в том, как долго «Союз МС-23» прослужит без инцидентов.

— Тренировка начнется 15 марта в 15.10 и продлится до 20.15, — рассказал источник. — Дмитрий Петелин и Сергей Прокопьев будут в скафандрах, Андрей Федяев — без скафандра. Эксперимент может быть прерван по решению руководства полетом, по физическому состоянию экипажа, при достижении 31 ºС в спускаемом аппарате, при 95% влажности при этой температуре. Также тренировку завершат при 40 ºС в приборном отсеке, при 45ºС нагрева центрального компьютера. Космонавтам можно взять с собой немного воды и еды на пять часов работы, включить систему удаления влаги из воздуха, работать только с бумажной документацией. Планшеты включать нельзя, они нагревают воздух.

По словам источника, в случае прерывания эксперименте из-за плохого самочувствия людей, дана команда бортовые системы не отключать до достижения ими предельных значений.

Второй источник «Известий», из РКК «Энергия», подтвердил проведение тренировки. Однако он отметил, что экипаж на борту МКС регулярно отрабатывает различные режимы полета, а спуск — одна из наиболее распространенных тренировок.

— Если «Союз МС-22» не выдержит испытаний, станет ясно, что на нем уже не спуститься, — признал источник.

Третий собеседник «Известий» — из Роскосмоса — подтвердил проведение тренировки и признался, что удивлен, почему этого не сделали раньше.

— Я думал, что моделирование уже было проведено и, согласно его результатам, был сделан вывод, что спускать экипаж на «Союз МС-22» нельзя,— пояснил он. — Фактически эксперимент сводится к тому, чтобы проверить, насколько работающая на определенных режимах аппаратура и сами люди нагревают корабль — ведь человеческий организм тоже выделяет тепло. Главное, чтобы температура эксплуатации вычислительной техники не превысила разрешенные параметры.

По словам источника, эксперимент позволит ответить на вопрос, можно ли вернуться на этом корабле на Землю.

«Известия» направили запрос в Роскосмос с просьбой прокомментировать информацию о тренировке спуска на «Союзе МС-22» и ее целях.

Испытание огнем

Корабль нагревается не только от работающей аппаратуры и человеческих тел. Основное испытание ждет его при прохождении через плотные слои атмосферы — именно в эти минуты он нагревается так, что космонавты выходят из полетной капсулы мокрые буквально насквозь. Поэтому при проведении эксперимента задача сводится к тому, чтобы установить температуру в спускаемом аппарате на момент входа в плотные слои атмосферы, при условии, что к моменту выдачи тормозного импульса вся аппаратура будет находиться в допустимом тепловом диапазоне.

— Конечно, нагревается корабль в любом случае, даже если он полностью исправен, — пояснил третий источник. — Однако правильно функционирующий корабль начинает нагреваться только в момент входа в плотные слои атмосферы, до этого в нем поддерживается температура около 20 ºС. «Союз МС-22» же может нагреться раньше. Эксперимент фактически покажет температуру корабля ровно до входа в плотные слои атмосферы. А дальше — дело расчетов и техники.

По словам летчика-космонавта, участника космических экспедиций МКС-21/22, МКС-40/41 Максима Сураева, перед началом всех действий по спуску на Землю температура внутри корабля составляет 20–23 ºС.

— После того как отработала вычислительная аппаратура, температура повышается, но совсем незначительно, если системы работают исправно, буквально до 23–25 ºС, — рассказал Максим Сураев. — Но вот после того, как начался вход в плотные слои атмосферы, температура сильно повышается. Бывали случаи, когда капсула настолько разогревалась, что сухая трава от нее загорается.

Многолетние тренировки космонавтов на Земле проходят с учетом возникновения самых разных внештатных ситуаций, в том числе спуска в экстремальных условиях.

— Одно из испытаний, входящее в программу подготовки, заключается в необходимости выдержать пребывание в специально подготовленной термокамере 40 минут при температуре 60 ºС и влажности 30%, — рассказал инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса, долгое время занимавший должность начальника группы отряда космонавтов Роскосмоса, Герой РФ Александр Скворцов. — И в этих условиях температура человека не должна подняться выше 39 градусов, иначе его признают профнепригодным к дальнейшему пребыванию в отряде космонавтов. Да, скорее всего, при поврежденной системе терморегулирования спуск будет проходить в очень некомфортных для космонавтов условиях, но при правильно организованной совместной работе ЦУП и экипажа все останутся живы и здоровы. Космическая подготовка не зря проходит в таком долгом и напряженном режиме. Я могу с уверенностью сказать, что с огромной вероятностью со своим подготовленным экипажем преодолел бы любые сложности.

Александр Скворцов также заявил, что полностью уверен в надежности «Союзов». По его словам, эти корабли прошли столько испытаний и самых разных ситуаций, что сомневаться в них не приходится.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer