Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Орбитальная дистанция: «Союз МС-24» могут запустить на МКС на три месяца раньше плана


10 марта 2023 года Ольга Коленцова, Известия


Космический корабль «Союз МС-24» может отправиться к МКС на три месяца раньше запланированного срока — 7 июня вместо 15 сентября, сообщили «Известиям» три источника в отрасли. Это может быть связано с желанием быстрее вернуть на Землю космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Франциско Рубио. Они вынужденно задержались на орбите из-за разгерметизации корабля «Союз МС-22». Чуть позже подобное ЧП произошло и с грузовым кораблем «Прогресс МС-21». По словам источников «Известий», некоторые специалисты до сих пор не исключают, что причиной этих нештатных ситуаций был брак на производстве. В этих условиях они хотят вернуть на Землю и людей, и отправленный ранее за ними «Союз МС-23», который теоретически тоже может иметь подобные дефекты.

На низком старте

В Ракетно-космической корпорации «Энергия» обсуждают возможность переноса старта к МКС пилотируемого корабля «Союз МС-24» на 7 июня, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Это позволит на три месяца раньше срока сменить трех членов экипажа станции. Сейчас информация на сайте «Роскосмоса» гласит, что дата запуска корабля — 15 сентября. Второй источник — из РКК «Энергия» — сообщил, что подобный вариант развития ситуации действительно обсуждается, однако во всех официальных документах пока сохраняется намеченная в плане сентябрьская дата.

В «Роскосмосе» в ответ на запрос «Известий» сообщили, что «официальное решение о дате запуска ТПК «Союз МС-24» будет принято Государственной комиссией, о чем госкорпорация проинформирует».

Собеседники «Известий» связывают возможность переноса старта «Союза МС-24» на более раннюю дату с желанием как можно быстрее отправить на Землю часть нынешнего экипажа МКС, а также с сомнениями некоторых специалистов в официально объявленных причинах двух нештатных ситуаций на станции — последовательной разгерметизацией кораблей «Союз МС-22» и «Прогресс МС-21».

Что случилось

Российские космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франциско Рубио стартовали на МКС 21 сентября 2022 года на корабле «Союз МС-22». На нем же они должны были вернуться назад 28 марта 2023. Однако 15 декабря 2022 года произошла разгерметизация корпуса этого корабля.

Возвращение космонавтов на Землю официально перенесли на сентябрь 2023 года и отправили за ними корабль «Союз МС-23». Он сейчас находится на МКС. Также на сентябрь тогда перенесли старт «Союза МС-24» с новыми членами экипажа МКС — Олегом Кононенко, Николаем Чубом и астронавтом NASA Лорал О'Харой.

11 февраля 2023 года на МКС случилась еще одна нештатная ситуация — разгерметизировался транспортный корабль «Прогресс МС-21». Причем отказала та же система, что и у «Союза МС-22», — внешний контур системы охлаждения. Официально причинами обеих аварий было названо внешнее воздействие — корпуса кораблей прошили космические тела.

По мнению одного из источников «Известий», несмотря на официальные заявления, специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о причинах разгерметизации «Прогресса МС-21». Эту же информацию подтвердил и наш собеседник в РКК «Энергия». Напомним, что помимо версии внешнего воздействия в ходе расследования рассматривался и вариант с дефектом при сборке корабля на Земле. Это подтверждал в том числе глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.

Если дело действительно в проблеме на производстве, то аналогичный дефект теоретически может иметь и корабль «Союз МС-23», на котором Прокопьев, Петелин и Рубио должны вернуться на Землю. Можно наблюдать некоторую тенденцию по времени, которое проводят корабли на орбите до инцидентов с утечкой. «Союз МС-22» был запущен 21 сентября, и разгерметизация произошла 15 декабря. «Прогресс МС-21» отправился на орбиту 26 октября, утечка из него случилась 11 февраля. Получается, оба корабля продержались около трех месяцев. «Союз МС-23» стартовал 24 февраля, и если дело в производственном браке, его дни штатной работы могут истечь уже в начале лета.

В этих условиях более ранний старт «Союза МС-24», который позволит обновить экипаж МКС и вернуть на Землю «Союз МС-23», оправдан, считают собеседники «Известий».

Всё для людей

По мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, мысли специалистов по более ранней отправке «Союза МС-24» связаны не столько с расследованием причин ЧП с «Союзом МС-22» и «Прогрессом МС-21», сколько с необходимостью быстрее вернуть людей на Землю.

— Продление пребывания в космосе на полгода — серьезная психологическая нагрузка даже на подготовленных людей, — пояснил эксперт. — А вот статистика по срокам разгерметизации космических кораблей мне кажется притянутой за уши. Вот если бы аппараты ломались ровно через определенное количество дней, можно было бы о чем-то говорить. На самом деле мы имеем большой разброс данных, которыми нельзя оперировать.

Если «Союз МС-24» полетит в космос по утвержденному графику — в середине сентября, получится, что Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио проведут на станции год. Это большой срок. Не только физически, но и психологически.

— Есть такое явление, под названием «феномен третьей четверти», — рассказал доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Артем Ковалев. — Заключается оно в том, что в промежуток выполнения миссии (как космической, так и любой другой с элементом изоляции от окружающего мира) на 50–75%, у людей появляется ощущение близости завершения поставленной задачи и они уже мысленно готовятся к тому, что вернутся домой.

Впрочем, современные космонавты — люди с огромным опытом и мотивацией, поэтому увеличение миссии на два или даже шесть месяцев не должно особенно повлиять на их работу, добавил специалист.

— В течение первых полутора месяцев пребывания на МКС происходит адаптация, а дальше идет обычный рабочий процесс. Само собой, члены экипажа могут скучать по дому и близким, но надо помнить, что космонавты — люди особые и готовы к подобным происшествиям. Фактически миссия на МКС — смысл их жизни, да и на Земле они или готовятся к полету, или проходят реабилитацию после него, процессы весьма схожие. Осознание значимости их действий перевешивает желание вернуться домой.

По словам ведущего научного сотрудника, заведующей отделом сенсомоторной физиологии и профилактики ИМБП РАН Елены Томиловской, физическое здоровье космонавтов от нахождения в космосе в течение года никак не пострадает, так как система тренировок рассчитана на подготовку к таким длительным миссиям.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer