На низком старте
В Ракетно-космической корпорации «Энергия» обсуждают возможность переноса старта к МКС пилотируемого корабля «Союз МС-24» на 7 июня, рассказал «Известиям» источник, знакомый с ситуацией. Это позволит на три месяца раньше срока сменить трех членов экипажа станции. Сейчас информация на сайте «Роскосмоса» гласит, что дата запуска корабля — 15 сентября. Второй источник — из РКК «Энергия» — сообщил, что подобный вариант развития ситуации действительно обсуждается, однако во всех официальных документах пока сохраняется намеченная в плане сентябрьская дата.
В «Роскосмосе» в ответ на запрос «Известий» сообщили, что «официальное решение о дате запуска ТПК «Союз МС-24» будет принято Государственной комиссией, о чем госкорпорация проинформирует».
Собеседники «Известий» связывают возможность переноса старта «Союза МС-24» на более раннюю дату с желанием как можно быстрее отправить на Землю часть нынешнего экипажа МКС, а также с сомнениями некоторых специалистов в официально объявленных причинах двух нештатных ситуаций на станции — последовательной разгерметизацией кораблей «Союз МС-22» и «Прогресс МС-21».
Что случилось
Российские космонавты Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и астронавт NASA Франциско Рубио стартовали на МКС 21 сентября 2022 года на корабле «Союз МС-22». На нем же они должны были вернуться назад 28 марта 2023. Однако 15 декабря 2022 года произошла разгерметизация корпуса этого корабля.
Возвращение космонавтов на Землю официально перенесли на сентябрь 2023 года и отправили за ними корабль «Союз МС-23». Он сейчас находится на МКС. Также на сентябрь тогда перенесли старт «Союза МС-24» с новыми членами экипажа МКС — Олегом Кононенко, Николаем Чубом и астронавтом NASA Лорал О'Харой.
11 февраля 2023 года на МКС случилась еще одна нештатная ситуация — разгерметизировался транспортный корабль «Прогресс МС-21». Причем отказала та же система, что и у «Союза МС-22», — внешний контур системы охлаждения. Официально причинами обеих аварий было названо внешнее воздействие — корпуса кораблей прошили космические тела.
По мнению одного из источников «Известий», несмотря на официальные заявления, специалисты до сих пор не могут прийти к единому мнению о причинах разгерметизации «Прогресса МС-21». Эту же информацию подтвердил и наш собеседник в РКК «Энергия». Напомним, что помимо версии внешнего воздействия в ходе расследования рассматривался и вариант с дефектом при сборке корабля на Земле. Это подтверждал в том числе глава «Роскосмоса» Юрий Борисов.
Если дело действительно в проблеме на производстве, то аналогичный дефект теоретически может иметь и корабль «Союз МС-23», на котором Прокопьев, Петелин и Рубио должны вернуться на Землю. Можно наблюдать некоторую тенденцию по времени, которое проводят корабли на орбите до инцидентов с утечкой. «Союз МС-22» был запущен 21 сентября, и разгерметизация произошла 15 декабря. «Прогресс МС-21» отправился на орбиту 26 октября, утечка из него случилась 11 февраля. Получается, оба корабля продержались около трех месяцев. «Союз МС-23» стартовал 24 февраля, и если дело в производственном браке, его дни штатной работы могут истечь уже в начале лета.
В этих условиях более ранний старт «Союза МС-24», который позволит обновить экипаж МКС и вернуть на Землю «Союз МС-23», оправдан, считают собеседники «Известий».
Всё для людей
По мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, мысли специалистов по более ранней отправке «Союза МС-24» связаны не столько с расследованием причин ЧП с «Союзом МС-22» и «Прогрессом МС-21», сколько с необходимостью быстрее вернуть людей на Землю.
— Продление пребывания в космосе на полгода — серьезная психологическая нагрузка даже на подготовленных людей, — пояснил эксперт. — А вот статистика по срокам разгерметизации космических кораблей мне кажется притянутой за уши. Вот если бы аппараты ломались ровно через определенное количество дней, можно было бы о чем-то говорить. На самом деле мы имеем большой разброс данных, которыми нельзя оперировать.
Если «Союз МС-24» полетит в космос по утвержденному графику — в середине сентября, получится, что Сергей Прокопьев, Дмитрий Петелин и Франциско Рубио проведут на станции год. Это большой срок. Не только физически, но и психологически.
— Есть такое явление, под названием «феномен третьей четверти», — рассказал доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Артем Ковалев. — Заключается оно в том, что в промежуток выполнения миссии (как космической, так и любой другой с элементом изоляции от окружающего мира) на 50–75%, у людей появляется ощущение близости завершения поставленной задачи и они уже мысленно готовятся к тому, что вернутся домой.
Впрочем, современные космонавты — люди с огромным опытом и мотивацией, поэтому увеличение миссии на два или даже шесть месяцев не должно особенно повлиять на их работу, добавил специалист.
— В течение первых полутора месяцев пребывания на МКС происходит адаптация, а дальше идет обычный рабочий процесс. Само собой, члены экипажа могут скучать по дому и близким, но надо помнить, что космонавты — люди особые и готовы к подобным происшествиям. Фактически миссия на МКС — смысл их жизни, да и на Земле они или готовятся к полету, или проходят реабилитацию после него, процессы весьма схожие. Осознание значимости их действий перевешивает желание вернуться домой.
По словам ведущего научного сотрудника, заведующей отделом сенсомоторной физиологии и профилактики ИМБП РАН Елены Томиловской, физическое здоровье космонавтов от нахождения в космосе в течение года никак не пострадает, так как система тренировок рассчитана на подготовку к таким длительным миссиям.