Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


100 лет. Полет нормальный


9 февраля 2023 года Наталия Ячменникова, Российская газета


Советский авиапром выпускал все, что могло летать, - от гигантских транспортников и широкофюзеляжных лайнеров до автожиров и беспилотников. И машины ведущих авиационных КБ отличались даже внешне. Как тонко подметил кто-то, "Туполев" - это строгость во всем, включая эргономику и дизайн. "Ильюшин" - мягкость, грациозность. "Яковлев" - стремительность, а "Антонов" - основательность и практичность.

Они были первые

Уже в начале 20-30-х годов советские авиаконструкторы делали все, чтобы подвинуть в небе иномарки - "Юнкерсы" и "Фоккеры". Первый советский пассажирский четырехместный АК-1 был сконструирован в ЦАГИ в конце 1923 года. Он развивал скорость до 146 км/ч и имел потолок 2200 м. Правда, на 1000 метров забирался... 16 минут.

АНТ-2 - первый наш цельнометаллический самолет. Планер и гофрированная обшивка были сделаны из кольчугалюминия - первого отечественного сплава для авиастроения. Прежде был только дорогой немецкий дюраль. Импортозамещение в действии! С 1925 года страна стала постепенно отказываться от иностранных машин.

Первый самолет-невидимка

По-2, впервые взлетевший 7 января 1928 года, стал самым массовым в мире бипланом. Всего построили около 40 тысяч машин.

Это легендарный самолет Великой Отечественной. Но По-2 успел повоевать и в Корее в 1950-х годах, уже в эпоху реактивной авиации. Американские летчики называли его неуловимым. Он летел слишком низко и слишком медленно для реактивных машин, а материалы, из которых был изготовлен (фанера и ткань), делали его незаметным для радаров.

Трагедия "Максима Горького"

АНТ-20 "Максим Горький" стал самым большим в мире самолетом с сухопутным шасси. Показательный факт: его принимала комиссия в составе 200 (!) человек. В июне 1934 года машину впервые поднял в воздух легендарный летчик Михаил Громов. Его слова: "Изумительный самолет".

Крылатая махина брала восемь членов экипажа и 72 пассажира. Но особенность в том, что это был агитсамолет. На борту электростанция, кинопроектор, библиотека, типография... В салоне ковры на полу, спальные каюты. Буфет.

Трагедия случилась 18 мая 1935 года. Во время полета, организованного для семей авиастроителей, по просьбе киношников истребитель И-5 попытался сделать мертвую петлю вокруг "Максима Горького". Но врезался в мотор АНТ-20. Катастрофа унесла десятки жизней и уничтожила уникальный самолет.

Влетел в книгу рекордов

Ан-2 - самый большой одномоторный биплан в мире. Первый полет совершил 31 августа 1947 года. В Книгу рекордов Гиннесса Ан-2 попал как единственный самолет в мире, который выпускают уже более 70 лет. Его производство продолжается в Китае.

- В Ханты-Мансийске в 70-е годы я пять лет работал на Ан-2, налетал на нем по северам 3 тыс. часов, - рассказал "РГ" экс-пилот "Боинга-777" Виктор Трошин. - Самолет настоящий солдат - летит куда угодно. На лыжах, на колесах, на поплавках. Командир мог сам сверху присмотреть площадку, сесть и взлететь.

Сравнили с НЛО

В 1956 году первый советский реактивный пассажирский Ту-104 приземлился в Лондоне. Запад был шокирован не только тем, что Советский Союз смог построить такой сложный самолет, но и уровнем его интерьера. Британская пресса сравнила произведенный эффект с приземлением НЛО. Когда на следующий день прилетел второй Ту-104, с другим номером, она написала: русские "перекрашивают номера на своей опытной машине". И тогда Андрей Туполев приказал прислать в Лондон сразу три Ту-104!

В декоре салона использовали полированную латунь и красное дерево. Американский пианист Ван Клиберн вспоминал Ту-104 как одно из чудес, поразивших его в СССР. Наряду с Красной площадью и московским метро.

Хрущев на Ту-114

Первый советский двухпалубный Ту-114 взлетел в ноябре 1957 года. Тогда это был крупнейший пассажирский самолет в мире. Когда летом 1959 года Ту-114 впервые прибыл в Соединенные Штаты, там 40 минут не могли найти подходящий трап. Пришлось подогнать самый высокий из имеющихся и на него поставить стремянку. А в сентябре того же года, тем же бортом, в США прилетел Никита Хрущев.

На тот момент Ту-114 еще не завершил эксплуатационные испытания. Это первый и последний случай в истории, когда правительство во главе с лидером страны решается на межконтинентальный перелет на борту не завершившей испытания машины.

"Толстого" не бояться!

Ан-22 "Антей" - самый большой в мире турбовинтовой самолет и первый в мире широкофюзеляжный самолет. Первый полет - в феврале 1965 года. Мог поднимать 60 т груза при максимальной взлетной массе 225 т. При своих огромных размерах "Антей" мог эксплуатироваться даже с грунтовых аэродромов. "Созданием этого самолета, - подчеркивал конструктор Олег Антонов, - был преодолен психологический барьер, связанный с боязнью очень "толстого" фюзеляжа".

Быстрее звука

Первый в истории сверхзвуковой пассажирский Ту-144 взлетел 31 декабря 1968 года. На два месяца раньше конкурента - англо-французского "Конкорда". Советский лайнер летал выше "европейца": 20 км против 18 км у "Конкорда". Быстрее: 2500 км/ч против 2300 км/ч. Был мощнее: поднимал 16 т против 13.

Но движки Ту-144 оказались слишком прожорливыми. Так, долететь до Хабаровска или Владивостока, как задумывалось, суперлайнер не смог. Он прописался только на маршруте из Москвы в Алма-Ату. Билет стоил 83 рубля 70 копеек. Обычный тариф был 62 рубля.

С "Бураном" на спине

Ан-225 "Мрия" стал самым огромным и тяжелым самолетом в мире. Размах крыла с футбольное поле, шесть мощных турбореактивных двигателей. Максимальная взлетная масса - 640 т. Для сравнения: у Boeing-747 - 442 т, у Airbus-380 - 560 т.

Советский гигант родился в рамках космического проекта "Энергия-Буран". В мае 1989 года Ан-225 доставил космический корабль "Буран" на авиасалон в Париже и произвел там настоящий фурор. На счету самолета 240 мировых рекордов, в том числе перевозка самого тяжелого груза (253 т), самого тяжелого монолитного груза (188 т) и самого длинного груза.

Для местных линий

Як-40 - первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолет для местных авиалиний. Разработан в 1960-е годы. В 1970 году за его создание ОКБ Яковлева была присуждена Ленинская премия. На середину 1972 года самолеты Як-40 налетали уже более 150 млн километров и перевезли около 7 млн пассажиров.

Борт N 1

Ил-96-300 - первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Смотришь на него, и создается ощущение мощи. Лайнер входит в десятку самых безопасных в мире. Специальный вариант разработан для перевозки президента России.

А первым советским реактивным межконтинентальным пассажирским самолетом стал Ил-62. В нем была реализована масса смелых конструкторских решений. Самолет мог безопасно завершить взлет при отказе одного двигателя, а крейсерский полет и заход на посадку - даже при отказе двух. Ил-62 служил "бортом N 1" для первых лиц от Брежнева до Ельцина. В 1995 году ему на смену пришел Ил-96.

Кстати
Первый в мире пассажирский самолет был спроектирован именно в России. В 1913 году в небо поднялся биплан "Илья Муромец". Инженеры Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Игоря Сикорского заложили в его конструкцию новинки: впервые разделили салон и кабину пилота. На борту появились туалет и ванная, спальные комнаты. А на фото - Сикорский с императором Николаем II на борту "Русского витязя", четырехмоторного самолета, давшего начало тяжелой авиации.

Чем кормили в самолетах

В 1936 году начальство ГВФ распорядилось повысить качество обслуживания авиапассажиров. В самолетах появились буфеты. Первой стюардессой в 1939 году стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. Ее называли буфетчицей. А в штатном расписании она значилась кладовщицей.

Полноценный сервис, c горячими обедами, появился в 1956 году на Ту-104. Бортовое меню включало отварное мясо, гарнир, свежие овощи, сыр, колбасу, икру, масло, фрукты.

В 1960-х, с приходом новых самолетов, визитной карточкой советского бортового рациона стала черная икра.

Известный сценарист и драматург Эмиль Брагинский, летевший на Ил-62 в Индию, в своих путевых заметках писал: "Если хотите поесть зернистой икры отменного качества, поднимайтесь на самолете компании "Аэрофлот" на высоту 8 или 9 тыс. метров. Вам подадут".

В конце 90-х меню первого класса сравнивали с ресторанным: черная икра, копченые мидии, осетрина, форель и семга, пармская ветчина с дыней, разнообразные сыры. На горячее - запеченная рыба, телятина, утка. На некоторых линиях пассажиров угощали шампанским "Мадам Клико".

Как все начиналось

Борис Елисеев, ректор Московского государственного технического университета гражданской авиации, профессор:

- Почему 9 февраля 1923 года считается днем рождения нашей гражданской авиации? Именно в этот день было принято постановление Совета труда и обороны "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота и об организации Совета по гражданской авиации". Была установлена обязательная госрегистрация и приписка к одному из аэродромов для воздушных судов и пилотов. Были определены порядок и условия полетов, а также многое другое.

Мало кто знает, что первые регулярные перевозки в советской России были организованы с помощью немецкой авиакомпании. Общество "Дерулюфт" было создано в ноябре 1921 года на основе концессионного соглашения. Весной 1922 года авиапредприятие запустило первую регулярную авиалинию Москва - Смоленск - Ковно - Кенигсберг, по которой перевозились почта и пассажиры. Уже через три года партнеры торжественно отметили налет первого миллиона километров.

По регулярности и безопасности полетов, культуре обслуживания линия считалась одной из лучших в Европе. По ней летали поэты Сергей Есенин и Владимир Маяковский. В 1935 году рейс Берлин - Москва продолжался 10 часов. Билет стоил 160 марок или 74 рубля.

В 1923 году было создано акционерное общество "Добролет". Первые акционеры были очень интересными людьми. Старые большевики, хорошо образованные, отличные управленцы. Некоторые с опытом дипломатической работы в Китае и Финляндии. Авиаторов среди них не было совсем! Зато были юристы. По учебнику одного из них училось мое поколение.

Следует отметить, что одновременно с "Добролетом" создаются две компании - "Укрвоздухпуть" и "Закавиа" со штаб-квартирами в Харькове и Баку. В 1925 году "Укрвоздухпуть" поглощает "Закавиа". В 1930 году "Укрвоздухпуть" вливается в "Добролет". Это понятно. Начинается отход от "новой экономической политики": дело идет к централизованному управлению отраслью.

В 1932 году было создано Главное управление ГВФ при СНК СССР, получившее чуть позже наименование "Аэрофлот". А в апреле того же года был утвержден первый Воздушный кодекс Союза ССР. Один из первых в мире сводных законов по авиации.

К 1935 году полеты осуществлялись уже только на отечественных воздушных судах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer