Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Дальше — дольше: судьбу МКС решат на закрытом совете конструкторов 6 февраля


3 февраля 2023 года Ольга Коленцова, Известия


МКС РОСКОСМОС КОСМОС РКК ЭНЕРГИЯ Выделить главное выкл Решение о дальнейшей судьбе Международной космической станции (МКС) примет совет главных конструкторов РКК «Энергия» на закрытом заседании 6 февраля, сообщили три источника «Известий» в отрасли. Специалисты должны оценить техническое состояние МКС и либо согласовать ее эксплуатацию до 2028 года, либо рекомендовать выход России из этого проекта в 2025 году. Несмотря на ряд инцидентов с разгерметизацией, эксперты ракетно-космической отрасли оценивают состояние станции как удовлетворительное, поэтому совет конструкторов наверняка примет положительное решение, считает один их собеседников издания. Отказ от работы на МКС будет означать как минимум трехлетний перерыв в программе пилотируемых полетов: кроме МКС, летать космонавтам некуда, а национальная Российская орбитальная станция, по расчетам «Роскосмоса», может появиться на орбите не раньше 2028 года.

А не треснет?

Закрытое заседание совета главных конструкторов по российскому сегменту Международной космической станции состоится 6 февраля в РКК «Энергия», сообщил источник «Известий» в космической отрасли. Специалисты обсудят техническое состояние МКС — сможет ли она исправно функционировать до 2028 года. От этого во многом зависит продолжение участия России в этом международном проекте.

На заседании, в частности, предполагается заслушать мнение главных конструкторов бортовых систем российского сегмента МКС, рассказал «Известиям» второй источник в РКК «Энергия», знакомый с деталями подготовки заседания.

— Обсуждать будут реальное техническое состояние станции, которое никак не зависит от политических решений, — пояснил собеседник издания. — Решение данного совета нельзя будет проигнорировать. Более того, если надо, то придется заплатить определенную цену для продолжения полетов. Такие советы проходят ежегодно с участием главных конструкторов предприятий-изготовителей российского сегмента МКС.

Совещание в РКК «Энергия» — очень важная веха в вопросе одобрения продления эксплуатации МКС, считают источники «Известий».

— Его решение почти обязательно к исполнению «Роскосмосом», — отметил один из спикеров. — Это всестороннее рассмотрение вопроса с принятием некоего важного решения. После этого «Роскосмос» сможет в правительстве ссылаться на итоги этого совета.

«Роскосмос» рассчитывает продолжить участие в работе на Международной космической станции до 2028 года. Документы для одобрения этого предложения в конце 2022 года были отправлены в правительство, сообщал СМИ 26 декабря исполнительный директор госкорпорации по пилотируемым программам Сергей Крикалев. Однако он же в августе 2022 года говорил, что судьба российского присутствия на МКС будет решаться именно «на основании анализа ее технического состояния». Эту позицию в декабре подтвердил новый глава «Роскосмоса» Юрий Борисов. Теперь обсуждение этого вопроса перешло в активную фазу.

«Известия» направили запросы в РКК «Энергия» и «Роскосмос» с просьбой прокомментировать информацию о предстоящем заседании.

Мнения разные

Мнения о техническом состоянии МКС высказываются зачастую диаметрально противоположные. Например, в октябре 2022 года астронавт NASA Ник Хейг заявил, что состояние станции позволит ей продолжить работу до 2030 года. Хотя в 2021 году возглавлявший в то время «Роскосмос» Дмитрий Рогозин заявил, что истощение ресурса модулей МКС может привести к появлению новых трещин, и экипаж будет вынужден всё время «латать дыры».

Сменивший его Юрий Борисов тоже признавал, что на станции есть неисправности, и они снижают эффективность выполнения научной программы, на их устранение тратится много денег.

Одна из известных проблем станции — регулярные утечки воздуха. В конце прошлого года произошла разгерметизация внешнего контура системы охлаждения корабля «Союз МС-22». Специалисты «Роскосмоса» и NASA договорились о том, чтобы спустят корабль на Землю пустым в автоматическом режиме, вместо него к МКС 20 февраля отправят «Союз МС-23».

Наблюдались утечки и в прошлые годы, экипаж неоднократно заявлял о найденных трещинах. Однако, как заявил главный специалист РКК «Энергия» Александр Спирин, нормы утечки для станции составляют 325 г в сутки. То есть абсолютной герметичности станции быть не должно.

— Техническое состояние станции пока удовлетворительное, несмотря на сообщения о некоторых неполадках, — сообщил третий источник «Известий» в «Роскосмосе». — Даже если существует какая-то утечка воздуха из МКС, если она укладывается в существующую норму, всё хорошо. Однако даже в случае значимой утечки с одного модуля можно его просто закрывать на большую часть времени. В прессе неоднократно появляются сообщения о том, что экипаж станции тратит много времени на ремонт оборудования. Но я бы посмотрел на этот факт с другой стороны. Может, просто не хватает запросов на эксперименты и аппаратуры для их проведения? График космонавта же строится так, чтобы он постоянно был чем-то занят, поэтому пробелы в научной работе заполняются починкой и проверкой оборудования.

Эксперт добавил, что пробелы в научной работе постепенно заполняются, в том числе медицинскими и учебно-просветительными экспериментами.

— Состояние станции не настолько плохое, чтобы отказываться от нее, — считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Думаю, до 2028 года МКС протянет, и космонавтам ничего особенно не угрожает. Даже если продление ее работы и участия в проекте России потребует значительных денег, в РКК «Энергия» пойдут на этот шаг. Иного варианта у «Роскосмоса» сейчас просто нет.

Этапы решений

Определение технического состояния МКС — только первый шаг на этапе принятия решения о продлении участия РФ в этом проекте.

— Если техническое состояние станции признают неудовлетворительным, дальнейшие разговоры о продлении срока ее эксплуатации будут нецелесообразны, — сказал член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Причем оценку нужно сделать максимально честно, не думая о том, как к этому отнесутся в «Роскосмосе», в правительстве, в NASA. На кону деньги и безопасность наших космонавтов. Следующий этап — рассмотрение экономических вопросов в правительстве: оно должно выделить нужный объем финансирования на МКС. Если и здесь ответ будет положительный, принятие решения переходит на политический уровень. Правда, здесь для меня пока загадка, где и кем это решение будет приниматься.

Базовые сегменты МКС были запущены в 1998 году с двойным запасом прочности. Это означает, что вместо заявленных 15 лет станцию можно эксплуатировать 30 лет — как раз до 2028 года.

Причем, по мнению Андрея Ионина, уже сегодня нужно на всех трех уровнях — техническом, экономическом и политическом — обсуждать и вопрос, что будет после 2028 года. Альтернативы здесь будет три. Первая — очередное, как минимум до 2030 года, продление ресурса МКС. Вторая — ставка на создание и вывод на орбиту национальной Российской орбитальной станции. Третья — фактическое прекращение пилотируемых программ.

Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов уже обозначил приверженность второму варианту — заявил, что «основные приоритеты [в пилотируемой космонавтике] будут сделаны на создание Российской орбитальной станции». По его мнению, страна должна продолжать пилотируемую космонавтику ради будущих полетов к Луне, в дальний космос. Для этого и нужен проект Российской орбитальной станции, и формировать ее нужно начинать в 2028 году, чтобы не было перерыва в развитии технологий.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer