В этом году мероприятие длилось пять дней (13-17 февраля) - три для специалистов и прессы, два - для публики. Летную программу открывали истребители Су-30МКИ и МиГ-29UPG Военно-воздушных сил (ВВС) Индии, представляющие основу парка ВВС страны.
Как отметили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК, входит в госкорпорацию "Ростех"), Су-30МКИ, в частности, произведены в рамках лицензии на территории Индии. Генеральный директор "Рособоронэкспорта" Александр Михеев в свою очередь заявил ТАСС, что Россия в настоящее время ведет переговоры о производстве дополнительного количества этих сверхзвуковых истребителей в республике.
Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Дмитрий Шугаев рассказал ТАСС, что совокупный показатель экспорта российской продукции военного назначения (ПВН) в Индию за последние 5 лет превысил 13 млрд долларов, при этом республика продолжает оставаться партнером России в сфере ВТС, вопреки беспрецедентному давлению стран Запада. "Несмотря на санкции, Россия выполняет все обязательства по текущим контрактам и предлагает новые направления (проекты) сотрудничества в военно-технической сфере", - отметил он.
Текущая программа взаимодействия стран в оборонной сфере, рассчитанная на 2021-2031 годы, включает реализацию более 200 совместных проектов, среди последних - поставка зенитных ракетных систем (ЗРС) большой дальности С-400 "Триумф".
По словам гендиректора корпорации "Тактическое ракетное вооружение" Бориса Обносова, Россия и Индия должны продолжать развитие партнерства ВТС. "Я считаю, что Индия - наш надежный партнер, проверенный годами, даже десятилетиями, поэтому мы и выбрали время приехать сюда на эту выставку. <...> Поэтому я оцениваю, что перспективы очень хорошие, надо развивать партнерство", - сообщил он ТАСС на полях выставки. В корпорации также подчеркнули, что стремятся стать активным партнером в рамках программы Make in India ("Делай в Индии") как в сфере создания новых образцов высокоточного оружия, так и организации послепродажного обслуживания.
Россия как крупный экспортер
Российская сторона стала активным участником выставки. На ней, в частности, были представлены истребитель пятого поколения Су-57Э, легкий вертолет Ка-226Т и военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А(Э), а также зенитный ракетно-пушечный комплекс (ЗРПК) "Панцирь-С1" и ЗРС С-400. Также в рамках экспозиции на стенде концерна ВКО "Алмаз-Антей" была продемонстрирована новейшая ЗРС "Витязь" и линейка зенитных ракетных комплексов (ЗРК) "Тор", в частности "Тор-М2КМ" в модульном исполнении.
По словам главы "Рособоронэкспорта", РФ ведет технические консультации с Индией по производству там ЗРПК "Панцирь-С1", ЗРК "Тор-М2КМ", боевых машин пехоты "Бумеранг" и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Он добавил, что Россия передала Индии предложения по поставкам дополнительной партии корабельных истребителей МиГ-29К и МиГ-29КУБ, а поставки ЗРС С-400 осуществляются в соответствии со сроками, оговоренными контрактом.
Также в "Рособоронэкспорте" обсуждают с частными индийскими предприятиями вопрос модернизации тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76, при этом индийские партнеры заинтересованы в российском модернизированном военно-транспортном самолете Ил-76МД-90А.
Заместитель директора ФСВТС Владимир Дрожжов отметил, что в настоящее время ведутся переговоры о поставке технологических комплектов для лицензионного производства в Индии самолетов Су-30МКИ и ожидается подписание контракта по производству ПЗРК "Игла-С". Кроме того, российская сторона ждет от индийских партнеров приглашения на контрактные переговоры по покупке вертолетов Ка-31, которые были прерваны из-за пандемии и возобновились в феврале 2022 года. Стороны условились, что партия вертолетов будет стоить 520 млн долларов.
Одной из обсуждаемых тем стала программа совместного производства Россией и Индией легких вертолетов Ка-226Т.
Как сообщил ТАСС Дрожжов, переговоры по созданию техники были заморожены по инициативе индийской стороны, так как партнера не удовлетворяет уровень локализации. Индийским партнерам были переданы обновленные предложения, которыми предусмотрена 70-процентная локализация. "Ожидается решение индийской стороны о продолжении переговорного процесса", - рассказал он.
Позднее конфликт интересов опроверг председатель и управляющий директор государственной авиастроительной компании Hindustan Aeronautics Limited ("Хиндустан аэронотикс лимитед", HAL) Сиби Анантхакришнан. "Если программе дадут добро, мы готовы приступить к работе", - заявил топ-менеджер HAL.
Индия готовится стать крупным производителем оружия
Главной целью выставки для Индии стала демонстрация возможностей страны в деле превращения ее из крупного покупателя вооружений в производителя и экспортера оборонной продукции. Как заявил на открытии мероприятия премьер-министр Нарендра Моди, Индия стала надежным партнером в сфере обороны для многих стран мира, в том числе тех, "которые обгоняют ее по уровню развития оборонного сектора". Моди отметил, что выставка отражает новый подход Индии, указывающий на масштабы индийской оборонной промышленности.
Как в свою очередь рассказал журналистам в ходе авиашоу министр обороны республики Раджнатх Сингх, на полях Aero India 2023 было подписано порядка 250 меморандумов о взаимопонимании, включая сделки по передаче технологий с индийской Организацией оборонных исследований и разработок (DRDO) и различными компаниями.
При заключении оборонных контрактов Нью-Дели делает ставку на объявленные правительством программы "Делай в Индии" и "Самодостаточная Индия", которые предусматривают развитие производства оборонной продукции на индийской территории и передачу технологий при установлении партнерства с иностранными производителями.
Министр указал, что в следующем финансовом году (начинается 1 апреля) доля закупок вооружений у местных поставщиков будет увеличена с 68% в настоящее время до 75% процентов от бюджета оборонных закупок страны. Таким образом национальные производители получат около триллиона рупий (12,1 миллиарда долларов), что должно способствовать дальнейшему развитию собственного оборонного производства.
Индийский павильон и другие участники выставки
Центром индийского павильона стал легкий многоцелевой истребитель Tejas - единственный боевой самолет индийской разработки, который серийно производится в стране.
Индийская компания-производитель авиатехники Hindustan Aeronautics Limited также представила макеты учебно-тренировочного самолета HLFT-42 и модели перспективных истребителей, которые в настоящее время находятся на разных стадиях разработки. Это AMCA (Advanced Medium Combat Aircraft) создаваемый в рамках разработки истребителя пятого поколения и двухдвигательный палубный истребитель (проектное название TEDBF - Twin Engine Deck Based Fighter), который должен составить основу авиационного соединения индийских авианосцев. Кроме того, индийская компания Garuda Aerospace ("Гаруда Аэроспейс") представила новейший малозаметный тактический беспилотник Vajra ("Ваджра").
В ходе авиашоу было объявлено, что порядка 200 вертолетов индийской разработки вскоре поступят на вооружение сухопутных войск страны - это 95 легких вертолетов Prachant ("Прачант") и 110 многофункциональных LUH (Light Utility Helicopters).
Среди иностранных государств лидером по числу выставленных летательных аппаратов на авиашоу стали США, которые впервые представили в Индии истребители пятого поколения F-35, а также показали многоцелевые истребители F-16, F-18 и стратегический бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла B-1B Lancer ("Би-1Би "Лансер").