Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Александр Микулин: пионер двигателестроения и ЗОЖа


14 февраля 2023 года Ростех


14 февраля − день памяти конструктора авиадвигателей Александра Микулина. Ученик великого Жуковского, он разработал прорывные для отечественного авиастроения двигатели, поднимавшие в небо самолеты-гиганты и штурмовики времен Великой Отечественной войны. Прожив долгую жизнь, конструктор создал уникальную систему активного долголетия, которая пользуется популярностью до сих пор. Вспоминаем важные вехи жизни и творчества Александра Микулина.

Под крылом Жуковского

Имена выдающихся авиаконструкторов советской эпохи, увековеченные в моделях их самолетов – Туполева, Сухого, Яковлева и других, у всех на слуху. А вот имена двигателистов, в честь которых тоже назывались их двигатели, мы знаем меньше, хотя двигатель – самая важная часть самолета. Александру Александровичу Микулину, признанному мастеру отечественного двигателестроения, в этом плане повезло чуть больше. Яркая личность, он стал прообразом главного героя романа и фильма, а еще в 1970-е написал книгу о долголетии и стал одним из пионеров движения ЗОЖ в нашей стране. Но обо всем по порядку.

Александр Микулин родился 14 февраля 1895 года во Владимире. Судьба распорядилась так, что его дядей был отец русской авиации Николай Жуковский, в имении которого Шура проводил много времени. Рано проявив инженерные наклонности, юноша оканчивает реальное училище в Киеве, затем там же поступает в политехнический институт. Недоучившись, уходит на завод, где постигает на практике азы двигателестроения. И наконец с 1914 года Микулин – студент Московского высшего технического училища, где читает лекции его дядя. «Я сразу попал в самый центр зарождающейся тогда семьи первых русских авиационных работников», − так вспоминал конструктор учебу в Москве.

В 1918 году 23-летний Микулин организует Авиационное расчетно-испытательное бюро, куда входят воспитанники Жуковского, первые авиастроители СССР. В их числе и Борис Стечкин, троюродный брат Александра, с которым они создают многолетний успешный тандем двигателистов. Среди их первых разработок – двигатель для грандиозного «царь-танка» инженера Лебеденко, глиссер, аэросани.

В 1920-е годы Микулин связывает жизнь с Научным автомоторным институтом, где он был сначала конструктором, затем главным конструктором. Там началась работа над авиационными двигателями, но не хватало полноценной научно-технической базы. Этот пробел был восполнен с созданием в 1930 году Института авиационного моторостроения, будущего ЦИАМа, где Александр Александрович до 1936 года руководил отделом бензиновых двигателей. С 1936 года – главный конструктор московского авиамоторного завода №24 имени М.В. Фрунзе.

Академик без высшего образования

1937 год, легендарный беспосадочный перелет Москва − Северный полюс – Соединенные Штаты Америки на самолете АНТ-25 под управлением Валерия Чкалова. Затем в том же году повторение рекорда командой Михаила Громова. Американцы были удивлены качеством двигателя АМ-34, не обнаружив под капотом ни капли масла – двигатель отработал трудный полет без единой поломки. Создателем двигателя был Александр Микулин.

12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-34 стал прорывом для советского двигателестроения. Он заложил основу для ряда модификаций и целого направления двигателей, которые устанавливались на массе моделей советских самолетов: самолет-гигант АНТ-20 «Максим Горький», бомбардировщики ТБ-3 и ТБ-7 и другие. Двигатели выпускались на моторном заводе №24 им. М.В. Фрунзе (сегодня производственный комплекс «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха).

В годы Великой Отечественной войны Микулин руководил работами по созданию мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров. В разгар войны конструктор смог убедить руководство страны в необходимости создания опытного авиационного завода со специализацией на авиадвигателях. Такой завод под номером 300 был создан в Москве, и Микулин возглавил его. Под его руководством разрабатывается ряд двигателей, уже не поршневых, а реактивных, в том числе АМ-3 с рекордной тягой 8750 кг для самолетов Ту-16 и Ту-104.

В 1943 году Александр Александрович за совокупные заслуги получает третью по счету Сталинскую премию, звание генерал-майора инженерно-технической службы и избирается академиком Академии наук СССР, хотя законченного высшего образования у него не было – первый символический диплом он получит только в 1950 году.

Инженерия здоровья Александра Микулина

Отдавая всего себя любимому делу, Александр Александрович подорвал здоровье. Знаток авиадвигателей упустил состояние собственного «пламенного мотора» и к 50 годам уже имел в анамнезе инфаркт. В больнице у конструктора появляется время и желание разобраться в устройстве собственного организма. Причем Микулин, пытаясь понять причины старения, использует для анализа именно инженерный подход.

Надо сказать, что в 1955 году деятельный, успешный, часто категоричный Микулин попадает в опалу и под мнимыми предлогами отстраняется от руководства ОКБ-300. Новое место работы находится для него в лаборатории двигателей Академии наук СССР, возглавляемой уже знакомым нам давним другом конструктора Борисом Стечкиным. А в 1959 году Микулин совсем оставляет конструкторскую деятельность, чтобы с новой страстью окунуться в медицину. «Мне это хотелось сделать не ради того, чтобы «скрипеть» как можно дольше и, выйдя на заслуженный отдых, наблюдать со стороны, как бурлит жизнь, а чтобы как можно дольше быть ее активным участником и полноценно работать», − напишет он в своей книге «Активное долголетие», изданной в 1977 году.

Основу книги составил материал кандидатской диссертации, которую Александр Микулин защитил в 1976 году, после окончания медицинского института. В книге, ставшей очень популярной в Советском Союзе и до сих пор переиздающейся и цитируемой, Александр Александрович изложил свой многолетний опыт сохранения здоровья и продления творческой активности, предложил оригинальный подход к оздоровлению организма. 

В жизни Микулина была и еще одна важная книга, теперь уже рассказывающая о нем. Это роман писателя Александра Бека «Талант (Жизнь Бережкова)» 1956 года, прототипом главного героя которого стал конструктор. В книге достоверно показан труд двигателистов довоенной поры. В 1977 году по роману выходит одноименный многосерийный фильм.  

До последних дней, а ушел конструктор на 91-м году жизни, Микулин оставался в отличной спортивной форме. В некрологе Александр Александрович был справедливо назван «основоположником советского авиадвигателестроения».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer