Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолеты Георгия Бериева


13 февраля 2023 года Ростех


Самолеты Георгия Бериева Ровно 120 лет назад, 13 февраля 1903 года, в Тифлисе, в семье рабочего на свет появился будущий авиаконструктор Георгий Бериев. Широкой публике его имя не очень известно по сравнению с именами других легендарных авиаконструкторов. Наверное, все оттого, что гидросамолеты, созданию которых Георгий Михайлович посвятил всю свою жизнь и свой талант, – направление весьма специальное, и обычные пассажиры на них не летают. Производили такие машины в ограниченных количествах, многие интересные разработки не шли в серию по различным экономическим причинам. Расскажем об основоположнике советской гидроавиации и его машинах, тружениках двух стихий.

Первый успех

Как рассказывал сам Георгий Михайлович, первые мечты о небе и самолетах у него появились еще в детстве, когда он увидел в предместье Тифлиса полет известного летчика Сергея Уточкина на французском аэроплане «Фарман».

Склонность и способности к технике проявились у Бериева еще в подростковом возрасте, он идет учиться в железнодорожное училище, а потом поступает в Тифлисский политехнический институт. Видимо, тогда мечты о создании самолетов и оформились в выбор профессии, и Георгий в 1925 году переводится на авиационное отделение кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.

Факультет предопределил и специализацию – морское самолетостроение. Это направление тогда считалось особенно перспективным, но удачных, пригодных к производству советских проектов все 1920-е создать никак не получалось. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, пригласили иностранного специалиста, именитого французского конструктора Поля Эме Ришара. Именно в его КБ и распределили выпускника Бериева. Под руководством французского конструктора он постигает тонкости расчетов самолета на прочность, работает над силовыми установками.

Георгий Михайлович быстро учится и растет по служебной лестнице. В начале 1930-х ему нет еще и тридцати, но у него уже есть свой проект – морского ближнего разведчика, впоследствии получившего название МБР-2. Бериев работает над ним по своей инициативе, и в итоге комиссия принимает его проект. Он становится первой моделью советского гидросамолета, запущенного в серию. А ведь ранее отклоняли проекты гораздо более опытных конструкторов.

Читая описание этого самолета с позиций современного человека, можно удивиться, о какой надежности идет речь, если ее фюзеляж сделан из ясеня, сосны и липы, а обшит березовой фанерой. Но, во-первых, машина хорошо себя показала и прослужила 12 лет, а во-вторых, конечно, молодой и талантливый конструктор сам прекрасно понимал, что дерево в авиастроении – материал дня вчерашнего. Задумывал он свой самолет цельнометаллическим, и так поначалу в проекте и было указано. Но в стране был дефицит алюминия, он шел только на тяжелые бомбардировщики, и Бериев адаптировал свой проект к имеющимся реалиям и добился его утверждения.

В короткие сроки проект был завершен и самолет подготовлен к испытаниям. Летчики-испытатели признали машину хорошо управляемой и устойчивой в воде и воздухе. Самолет пошел в серию, а Бериев обошел самого Туполева, назвавшего его машину «деревяшкой». Конкурирующий проект старшего коллеги, цельнометаллический гидросамолет МДР-2 так и остался на уровне экспериментальной машины.

МБР-2 был принят на вооружение, а его гражданские модели использовались для перевозки пассажиров и грузов. Машина выручала в тех местностях, где было мало аэродромов, но зато было много рек и озер. Самолет Бериева успешно участвовал и в Великой Отечественной войне. Всего в различных модификациях было произведено более 1300 МБР-2.

Главный конструктор гидросамолетов

Успешный дебют сделал из молодого конструктора руководителя центрального КБ морского самолетостроения. Местом базирования нового центра стал Таганрог, авиазавод №31, ныне Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева в составе Объединенной авиастроительной корпорации Ростеха.

Еще до войны Бериев и его КБ успели разработать несколько моделей гидросамолетов, в том числе корабельные катапультные ближние разведчики КОР-1 (Бе-2) и КОР-2 (Бе-4), которые были выпущены малыми сериями. Опыт военных действий на море выявил необходимость наличия на вооружении морской авиации тяжелых гидросамолетов для дальней морской разведки, бомбометания, доставки десанта и грузов, сброса торпед. В конце войны ОКБ Бериева такую машину разработало и после долгого процесса испытаний, в 1951 году Бе-6 был одобрен к принятию на вооружение.

Следующая разработка команды Бериева − самолет-амфибия на подводных крыльях, которые заменили поплавки. Такое усовершенствование принципа конструкции гидросамолета позволило эффективно выгонять машину из воды на разбеге.

В середине 1950-х конструкторы под руководством Бериева работают над моделями реактивных гидросамолетов. В результате был создан Бе-10, единственная в мире летающая лодка с турбореактивным двигателем, которая пошла в серию.

Бе-12 «Чайка» стал первым советским самолетом-амфибией, на котором установлены турбовинтовые двигатели. Убирающиеся шасси дали возможность использовать эту машину и с сухопутных аэродромов. Это была разработка двойного назначения, «Чайка» могла нести и различное оружие, даже бомбы с ядерным зарядом, и использоваться в мирных целях. Выпускались разные модификации самолета: и поисково-спасательная, и противопожарная. Но основной задачей на тот момент самой большой амфибии в мире была борьба с подлодками потенциального противника. Несмотря на то что производство «Чайки» закончилось в 1973 году, она до сих пор в строю и считается настоящим ветераном российской морской авиации.

Во второй половине 1960-х годов ОКБ Бериева нащупывает свой путь развития в гражданской сфере – создает «сухопутный» ближнемагистральный самолет Бе-30, который должен был заменить на местных линиях Ан-2, к тому времени считавшийся устаревшей моделью. Так вышло, что Бе-30 стал последней машиной, сконструированной под руководством Георгия Бериева. Этот самолет имел хорошие летные характеристики, был высоко оценен летчиками-испытателями, демонстрировался на 28-м международном салоне в Ле Бурже в 1969 году, но в серию не пошел. Его «потомок» Бе-32 тоже имел трудную судьбу. Проект пытались возродить в 1990-е годы, а потом еще и в 2010-е. Сейчас есть планы запуска в серийное производство модифицированных версий этой машины.

Но все же главным наследием Георгия Михайловича остается созданное им отечественное гидросамолетостроение. Уже после ухода конструктора его таганрогским КБ разработан самый большой в мире реактивный самолет-амфибия А-40 «Альбатрос». Его «наследник» Бе-200 «Альтаир» на сегодняшний день – самый знаменитый «отпрыск» КБ, созданного Бериевым. По многим параметрам эта машина не имеет себе равных в мире.

Самолет многоцелевой – годится и для перевозки грузов, и для охраны водных поверхностей, и для спасательных операций. Но все же главная миссия этой амфибии – борьба с пожарами. Противопожарный вариант Бе-200 может заправляться водой не только на аэродроме, но и на поверхности любого подходящего водоема. На скорости 150-190 км/ч в режиме глиссирования, то есть скольжения по водной глади, самолет способен взять в свои баки до 12 тонн воды за 12 секунд. С 2003 года противопожарная версия Бе-200 используется для тушения лесных пожаров как в России, так и за рубежом. Самолет отлично показал себя в труднодоступной, в частности горной, местности при борьбе с лесными пожарами в Италии, Португалии, Греции, Турции и других странах. Бе-200 имеет меньшее время подлета к месту пожара за счет своей скорости, большую дальность действия, что позволяет заправляться и сбрасывать воду на курсах, недоступных для других противопожарных самолетов. Бе-200 заказывают и иностранные эксплуатанты.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer