Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ми больше не будем: на производстве вертолетов в Казани нашли поддельные детали


6 декабря 2023 года Максим Талавринов, Известия


В серийном производстве российских гражданских вертолетов Ми-8 и «Ансат» вскрыты факты использования поддельной резины, узнали «Известия». Из нее изготавливали прокладки для топливной системы. Фальсификат мог привести к их разрушению, засорению фильтров и, как следствие, к остановке двигателя в полете. В зоне риска оказались 37 вертолетов 2022 года выпуска. Росавиация приостановила эксплуатацию этих машин до замены деталей на новые. Подделку выявила служба качества Казанского вертолетного завода, по факту мошенничества уже возбуждено уголовное дело, сообщили в «Ростехе».

Опасный фальсификат

На Казанском вертолетном заводе (КВЗ, входит в холдинг «Вертолеты России» госкорпорации «Ростех») выявлены факты использования резины с поддельными паспортами качества. Из нее могли изготовить прокладки для топливной системы российских вертолетов «Ансат» и Ми-8МТВ-1 (гражданская версия). Это следует из двух директив летной годности (ДЛГ), изданных Росавиацией в конце октября – начале ноября. «Известия» ознакомились с ними.

В пресс-службе Росавиации сообщили, что выполнение директив находится на контроле территориальных управлений агентства.

На вертолетах резиновые прокладки применяются в качестве уплотнения для герметизации стыков и недопущения протечки топлива, пояснил инженер-вертолетчик в одной из авиатранспортных компаний. Эксплуатация изделия из некачественного материала могла привести к их разрушению на мелкие фрагменты и засорению топливной системы вертолета — насосов и фильтров двигателей, указано в ДЛГ. Так, загрязнение фильтров приводит к топливному голоданию двигателей и, как следствие, их отключению в полете, объяснил авиаинженер.

В целях обеспечения безопасности полетов Росавиация двумя директивами временно приостановила эксплуатацию 37 вертолетов 2022 года выпуска — 27 Ми-8МТВ-1 и десяти «Ансат-СК» (модификация для санитарной авиации), сообщили «Известиям» в пресс-службе агентства. Дополнительно регулятор оповестил разработчиков и изготовителей вертолетов, Минпромторг, МЧС и эксплуатантов этих типов воздушных судов, уточнили в Росавиации.

По данным портала Russianplanes.net, под ДЛГ попали 18 машин Национальной службы санитарной авиации («дочка» «Ростеха»), четыре — «Авиалесоохраны», по два — авиационной компании «Ямал», «Газпромавиа» и «КрасАвиа», по одному — «Конверс Авиа», «Арго», «Дальнереченск Авиа», Камчатского авиапредприятия, оставшиеся пять — других эксплуатантов. «Известия» направили запросы в эти компании.

Директивы предписывают выполнение работ по проверке и замене прокладок на новые, промывке топливной системы, наземной гонке двигателей и последующему контрольному облету. В настоящее время примерно на 80% вертолетах эти работы уже выполнены, и они уже вернулись к полетам, сообщили «Известиям» в Росавиации. Там не уточнили, на скольких машинах были обнаружены продукты разрушения резиновых прокладок.

Залетный поставщик

Поставщик резиновых пластин для прокладок на КВЗ был выбран в ходе закупочных процедур, рассказали «Известиям» в «Ростехе», не раскрыв название компании. По словам близкого к КВЗ источника, контрафактный материал был поставлен на завод еще в августе прошлого года.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2022-м завод заключил только один госконтракт на поставку резиновых пластин пяти видов общей массой свыше 4 тыс. т, выяснили «Известия». В конкурсной процедуре за этот контракт победил нераскрытый участник, предложивший наименьшую цену — 2,3 млн рублей, следует из протокола, размещенного на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.

По словам топ-менеджера в одной из вертолетных компаний, есть всего два варианта происхождения поддельной резины. Первый — ее изготовили, забраковали, но вместо того чтобы утилизировать или переработать, кто-то в корыстных целях оформил на такой материал паспорт качества.

— Второй вариант — наиболее вероятный. У резины есть срок годности/хранения (обычно пять лет), после которого ее свойства ухудшаются — она становится менее эластичной и ломкой. После окончания сроков хранения она списывается и утилизируется. Затем на такую резину оформляют другой паспорт качества и выдают ее за новую, — объяснил собеседник.

В «Ростехе» «Известиям» рассказали, что дефект материала выявила заводская служба качества, а проведенные дополнительные испытания только подтвердили неаутентичность продукции. После этого изделия были помещены в изолятор брака, а использованная до испытаний продукция изъята из производственных цехов и заменена на готовых вертолетах, добавили в госкорпорации.

— Документы, подтверждающие несоответствие продукции техническим условиям ГОСТ, были переданы в службу безопасности предприятия. Проведена внутренняя проверка, по результатам которой установлен факт подделки документов о качестве резины. Материалы и заявление предприятия были направлены в правоохранительные органы, — сообщили в «Ростехе».

По результатам их рассмотрения было возбуждено уголовное дело о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (ч. 2. ст. 159 УК РФ), сообщил источник, знакомый с ходом расследования. В настоящее время оно находится на стадии судебного разбирательства, уточнили в госкорпорации.

В «Ростехе» заверили, что ответственными службами КВЗ дополнительно приняты исчерпывающие меры по недопущению подобных ситуаций в дальнейшей деятельности предприятия.

Не в первый раз

Это уже не первый случай выявления на КВЗ поддельной резины. По факту использования на заводе некачественного материала при изготовлении прокладок для топливной системы вертолета «Ансат» Росавиация уже издавала одну ДЛГ — в августе 2022 года, сообщили «Известиям» в пресс-службе агентства. Тогда в ней говорилось про обнаруженные продукты разрушения изделий, которые привели к засорению топливных фильтров двигателей на одном «Ансат-СК» при приемо-сдаточных испытаниях. В связи с этим была приостановлена эксплуатация двух вертолетов.

В своей директиве Росавиация в прошлом году раскрывала изготовителя — это «Уралрезинотехника» из Екатеринбурга. По данным «СПАРК-Интерфакс», ее владельцем является 37-летний Андрей Цветков, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по статье о мошенничестве в крупном размере (ч. 3 ст. 159 УК РФ). В начале ноября этого года оно поступило в Авиастроительный районный суд Казани, откуда было перенаправлено в один из районных судов Екатеринбурга по месту жительства фигуранта, сообщил источник, знакомый с ходом процесса.

«Известия» направили запросы в Татарскую транспортную прокуратуру, УФСБ, МВД и Следственное управление СК РФ по Татарстану.

Подконтрольное качество

Выявление поддельных изделий при производстве и ремонте воздушных судов — не редкость даже для зарубежных изготовителей авиатехники с мировым именем — Airbus и Boeing, рассказал основатель сервиса обеспечения безопасности полетов RunAvia Андрей Патраков. В пример он привел недавний громкий скандал с лондонской AOG Technics, которая поставляла поддельные запчасти для ремонта самых массовых двигателей CFM56 на самолетах семейства Airbus A320 и Boeing B737.

Важно, чтобы после каждого такого случая были сделаны правильные выводы и как минимум усилен контроль за такой номенклатурой комплектующих и их поставщиками, подчеркнул эксперт. По его словам, по умолчанию все изделия с календарным сроком службы проходят входной контроль по документам, где необходимо проверить прежде всего их срок годности.

— При этом в отличие от электронных компонентов, которые зачастую проверяют на специальных стендах на входном контроле, резину так исследовать на работоспособность очень сложно. Поэтому при подделке документов она могла попасть в производство, — пояснил Андрей Патраков.

Тем не менее на заводе выстроена система качества, которая в итоге не опоздала с решением этой проблемы и выявила поддельные изделия, хотя и не на входном контроле. Самое главное, что поставленный контрафакт не привел к каким-то авиаинцидентам с серьезными последствиями, подчеркнул эксперт. Тем самым были сняты риски безопасности полетов, связанные с этими комплектующими, добавил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer