Президент РФ Владимир Путин в четверг, 30 ноября, подписал указ о смене управления петербургским аэропортом Пулково. Вместо кипрской Thalita Trading Limited правительство создаст ООО "Холдинг ВВСС", но при этом не будет учредителем нового юрлица. Последняя получит 100% управляющей компании аэропорта "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС).
Совладельцы Thalita Trading Limited получат такие же доли в "Холдинге ВВСС", но распоряжаться ими смогут только российские участники. Среди собственников значатся "дочки" ВТБ, РФПИ, немецкий Fraport, а также структуры из Кипра и стран Персидского залива.
Голоса иностранных участников временно отойдут ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии-7" и непосредственно ВВСС. Зарубежные инвесторы смогут восстановить права, но для этого им необходимо заключить корпоративные договоры с другими участниками, а также взять на себя обязательство соблюдать российское законодательство.
В указе подчёркивается, что меры приняты в связи с "угрозой национальным интересам и экономической безопасности" России и недружественными действиями иностранных государств.
Как будет развиваться Пулково
Своим решением власти устранили риски возможных санкций против Пулково, считают опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты. Доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Дмитрий Десятниченко называет действия государства логичными и предсказуемыми — владельцы бизнеса из недружественных стран не должны принимать участие в управлении, поскольку их действия могут привести к неприятным последствиям.
"Пулково — это стратегический объект, имеющий значение не только для Петербурга, но России в целом", — отмечает экономист. Эксперт уверен, что волна отстранения иностранных инвесторов от управления бизнесом продолжится.
На проблемы с управлением аэропорта ещё в сентябре указывал глава банка ВТБ Андрей Костин. Тогда, по его словам, уже рассматривался вопрос о редомициляции, то есть переезде управляющей структуры с Кипра в российскую юрисдикцию.
Банкир также анонсировал продажу 25-процентной доли Fraport, ключевого участника концессионного соглашения. Условия сделки, как отмечал Костин, предполагалось согласовать до конца года.
Немецкая компания управляет аэропортом Франкфурта-на-Майне, а также другими авиагаванями в Германии и других странах. О своём желании выйти из числа собственников Пулково Fraport заявил почти сразу после начала СВО и введения санкций против России. Однако с тех пор оператор так и не избавился от российского актива, объясняя, что по условиям соглашения не может сделать этого до 2025 года. Можно предположить, что затянувшийся процесс продажи повлиял на решение о смене управления.
"Воздушные ворота Северной столицы" получили Пулково в концессию в 2010 году. Это первый в России пример государственно-частного партнёрства по развитию аэродромной инфраструктуры, отмечает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. С тех пор авиагавань прошла реконструкцию, овладела новым терминалом и стала полноценным северным авиахабом. Fraport обеспечивал техническую составляющую соглашения.
Таким образом, проект концессии стал во многом успешен, однако дальнейшему развитию аэропорта мешает участие иностранных инвесторов, которые вынуждены соблюдать санкционный режим, считает эксперт.
"Смена управления понадобилась не для отнимания активов у иностранцев, а чтобы выйти из этого клинча и начать принимать необходимые для аэропорта решения. По его управлению, содержанию и развитию", — полагает Гусаров.
Сколько потратят на вторую очередь Пулково
На мысли о трудностях с управлением наталкивает заявление Пулково, прозвучавшее после публикации президентского указа. В нём пресс-служба аэропорта говорит, что перемены позволят обеспечить "эффективную операционную деятельность" и "восстановление механизмов корпоративного управления".
Подтверждаются и выводы экспертов о проблемах с развитием. В заявлении отмечается, что смена управления даст возможность продолжить реализацию ГЧП-проекта. Также упоминается о заключении дополнительного соглашения о строительстве второй очереди аэропорта.
За пару дней до подписания указа гендиректор ВВСС Леонид Сергеев оценивал стоимость второго этапа расширения в 1,2 млрд евро, примерно столько же требовалось при первой реконструкции в 2010 году.
"Сейчас примерно такой же порядок цифр, и мы выходим на постройку второй части терминала для внутренних линий, а также оформление новых перронов и взлетно-посадочных полос", — отмечал он на встрече представителей ведущих корпораций с финалистами чемпионата профессионального мастерства "Профессионалы 2023" (цитата по ТАСС).