Президент Владимир Путин своим указом от 30 ноября изъял 100% управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" из собственности кипрской Thalita Trading Limited и передал их специально созданному ООО "Холдинг ВВСС".
Как отмечается в документе, имущественные права владельцев оператора аэропорта сохраняются — доли в новом отечественном холдинге распределены между инвесторами в соответствии с их пакетами в кипрской компании. Но от управления они отстраняются.
Исполнительный орган "Холдинга ВВСС" и его устав определит российское правительство. Распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранцев, будут непосредственно ООО "ВВСС" и "дочка" Российского фонда прямых инвестиций ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии — 7".
Также в указе прописано, что иностранцы могут восстановить свои права в компании на основании заявлений, направленных в новый холдинг. Но при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками общества. Как на практике должен работать этот механизм — неясно. С претензиями, говорится в документе, инвесторы вправе обращаться в Арбитражный суд города Москвы.
Особая важность
Случай Пулково уже не первый кейс фактической национализации российских активов с иностранным участием, но в то же время он значительно отличается от прошлых случаев.
Инструмент введения временного управления над иностранной собственностью создан указом президента от 25 апреля 2023 года № 302. Предполагается, что в случае, если недружественные государства изымают или угрожают изъять принадлежащие России активы на их территории, то Россия в свою очередь может принимать ответные действия. Этим же указом Росимущество тогда получило во временное управление российские активы финского концерна Fortum и финско–немецкой энергокомпании Uniper.
Последующее изъятие активов (доли датского Carlsberg в пивоваренной компании "Балтика" и российского юрлица французской Danone в июле и типографий норвежского холдинга Amedia в сентябре) производилось путём дополнения списка, в который изначально были включены Fortum и Uniper.
Пулково же передаётся под контроль особым образом, и управленческие вопросы будут решаться не Росимуществом, а непосредственно Кабмином (хотя формально доли в новом холдинге российское государство не имеет).
Бей своих, чтоб чужие боялись
Примечателен и другой аспект. Хотя "специальные меры" в отношении Пулково и вводятся в соответствии с законом о мерах противодействия "США и иным недружественным государствам", под удар попадают не только они.
ВВСС управляют Пулково на основе концессионного соглашения, заключённого в 2009 году. Контрольный пакет получил государственный банк ВТБ, а пакет 35,5% передали немецкому холдингу Fraport AG.
Fraport впоследствии сократил свою долю до 25%, ВТБ — до 25,01%, а в проект пришло много денег из других стран. В 2016 году суверенный фонд Катара через F3 Holding LLC за 239 млн евро получил в концессии долю 24,99%. Также 7,99% владеет компания из ОАЭ Thirty Seventh Investment Company, принадлежащая фонду Mubadala, который возглавляет наследный принц Абу–Даби шейх Мухаммад бен Заид аль–Нахайян. Ещё 3,5% перешли в собственность саудовской Ayar International Investments Company, а пакет в размере 1,26% — суверенному фонду благосостояния Королевства Бахрейн.
При этом ещё в мае прошлого года Fraport заявлял о своём желании покинуть ВВСС, но гендиректор компании Штефан Шульте тогда объяснял, что холдинг не может продать свой пакет, оцениваемый в 111 млн евро, до 2025 года из–за условий концессионного соглашения.
Но уже в сентябре 2023–го глава ВТБ Андрей Костин рассказал журналистам, что условия сделки по выкупу доли немцев планируется согласовать до конца года.
Сами себе партнёры
Интересно, что Пулково — крупнейший и самый успешный пример в сфере государственно–частного партнёрства в Петербурге. Обычно такие соглашения заключаются с учётом гарантированного дохода, который обещается концессионеру от эксплуатации объекта. То есть если "частник" не получает с проекта расчётную прибыль, то её ему доплачивает бюджет. Так, казна Петербурга ежегодно субсидирует операторов "Западного скоростного диаметра" и трамвайной линии "Чижик".
Деятельность ВВСС по управлению Пулково технически была выгодна для Смольного. За период с 2016 по 2020 год оператор выплатил 9 млрд рублей в пользу Петербурга и ОАО "Аэропорт Пулково" по концессионному соглашению. Проблемы возникли только после пика пандемии коронавируса — платёж за 2021–2022 годы в размере 3 млрд рублей отложен до мая 2024 года.
Эксперты полагают, что национализация Пулково сделает менее привлекательным партнёрство с российским государством и для инвесторов из дружественных стран, но в общем обстановка перестала быть благоприятной уже довольно давно.
"Иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах очень мало, ещё меньше их участвует в ГЧП (особенно после 2014 года). Так что повод для недоверия со стороны потенциальных инвесторов из дружественных стран будет, но фактически, скорее всего, ничего не изменится", — считает главный аналитик Sherpa Group Алексей Жундриков.
В самом операторе аэропорта при этом демонстрируют оптимизм (по крайней мере публично). "В этом году было подписано дополнительное соглашение к СГЧП о строительстве второй очереди, куда входит развитие терминального комплекса с учётом будущего роста пассажиропотока, а также строительство сопутствующей инфраструктуры. Рассчитываем на восстановление механизмов корпоративного управления. Полагаем, что это позволит обеспечить эффективную операционную деятельность аэропорта и продолжить реализацию стратегического инвестиционного проекта на основе ГЧП", — рассказали "ДП" в пресс–службе ВВСС.
Также, добавляют представители управляющей компании Пулково, сейчас аэропорт переживает "стадию активного развития" — воздушная гавань вышла на второе место по стране по общему пассажиропотоку. За январь–октябрь 2023 года аэропорт обслужил 17,5 млн пассажиров, по итогам года ожидается результат 20 млн человек.