Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом


4 декабря 2023 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Фактическая национализация оператора аэропорта Пулково затрагивает интересы не только недружественной Германии, но и партнёров России из Персидского залива.

Президент Владимир Путин своим указом от 30 ноября изъял 100% управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" из собственности кипрской Thalita Trading Limited и передал их специально созданному ООО "Холдинг ВВСС".

Как отмечается в документе, имущественные права владельцев оператора аэропорта сохраняются — доли в новом отечественном холдинге распределены между инвесторами в соответствии с их пакетами в кипрской компании. Но от управления они отстраняются.

Исполнительный орган "Холдинга ВВСС" и его устав определит российское правительство. Распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранцев, будут непосредственно ООО "ВВСС" и "дочка" Российского фонда прямых инвестиций ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии — 7".

Также в указе прописано, что иностранцы могут восстановить свои права в компании на основании заявлений, направленных в новый холдинг. Но при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками общества. Как на практике должен работать этот механизм — неясно. С претензиями, говорится в документе, инвесторы вправе обращаться в Арбитражный суд города Москвы.

Особая важность

Случай Пулково уже не первый кейс фактической национализации российских активов с иностранным участием, но в то же время он значительно отличается от прошлых случаев.

Инструмент введения временного управления над иностранной собственностью создан указом президента от 25 апреля 2023 года № 302. Предполагается, что в случае, если недружественные государства изымают или угрожают изъять принадлежащие России активы на их территории, то Россия в свою очередь может принимать ответные действия. Этим же указом Росимущество тогда получило во временное управление российские активы финского концерна Fortum и финско–немецкой энергокомпании Uniper.

Последующее изъятие активов (доли датского Carlsberg в пивоваренной компании "Балтика" и российского юрлица французской Danone в июле и типографий норвежского холдинга Amedia в сентябре) производилось путём дополнения списка, в который изначально были включены Fortum и Uniper.

Пулково же передаётся под контроль особым образом, и управленческие вопросы будут решаться не Росимуществом, а непосредственно Кабмином (хотя формально доли в новом холдинге российское государство не имеет).

Бей своих, чтоб чужие боялись

Примечателен и другой аспект. Хотя "специальные меры" в отношении Пулково и вводятся в соответствии с законом о мерах противодействия "США и иным недружественным государствам", под удар попадают не только они.

ВВСС управляют Пулково на основе концессионного соглашения, заключённого в 2009 году. Контрольный пакет получил государственный банк ВТБ, а пакет 35,5% передали немецкому холдингу Fraport AG.

Fraport впоследствии сократил свою долю до 25%, ВТБ — до 25,01%, а в проект пришло много денег из других стран. В 2016 году суверенный фонд Катара через F3 Holding LLC за 239 млн евро получил в концессии долю 24,99%. Также 7,99% владеет компания из ОАЭ Thirty Seventh Investment Company, принадлежащая фонду Mubadala, который возглавляет наследный принц Абу–Даби шейх Мухаммад бен Заид аль–Нахайян. Ещё 3,5% перешли в собственность саудовской Ayar International Investments Company, а пакет в размере 1,26% — суверенному фонду благосостояния Королевства Бахрейн.

При этом ещё в мае прошлого года Fraport заявлял о своём желании покинуть ВВСС, но гендиректор компании Штефан Шульте тогда объяснял, что холдинг не может продать свой пакет, оцениваемый в 111 млн евро, до 2025 года из–за условий концессионного соглашения.

Но уже в сентябре 2023–го глава ВТБ Андрей Костин рассказал журналистам, что условия сделки по выкупу доли немцев планируется согласовать до конца года.

Сами себе партнёры

Интересно, что Пулково — крупнейший и самый успешный пример в сфере государственно–частного партнёрства в Петербурге. Обычно такие соглашения заключаются с учётом гарантированного дохода, который обещается концессионеру от эксплуатации объекта. То есть если "частник" не получает с проекта расчётную прибыль, то её ему доплачивает бюджет. Так, казна Петербурга ежегодно субсидирует операторов "Западного скоростного диаметра" и трамвайной линии "Чижик".

Деятельность ВВСС по управлению Пулково технически была выгодна для Смольного. За период с 2016 по 2020 год оператор выплатил 9 млрд рублей в пользу Петербурга и ОАО "Аэропорт Пулково" по концессионному соглашению. Проблемы возникли только после пика пандемии коронавируса — платёж за 2021–2022 годы в размере 3 млрд рублей отложен до мая 2024 года.

Эксперты полагают, что национализация Пулково сделает менее привлекательным партнёрство с российским государством и для инвесторов из дружественных стран, но в общем обстановка перестала быть благоприятной уже довольно давно.

"Иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах очень мало, ещё меньше их участвует в ГЧП (особенно после 2014 года). Так что повод для недоверия со стороны потенциальных инвесторов из дружественных стран будет, но фактически, скорее всего, ничего не изменится", — считает главный аналитик Sherpa Group Алексей Жундриков.

В самом операторе аэропорта при этом демонстрируют оптимизм (по крайней мере публично). "В этом году было подписано дополнительное соглашение к СГЧП о строительстве второй очереди, куда входит развитие терминального комплекса с учётом будущего роста пассажиропотока, а также строительство сопутствующей инфраструктуры. Рассчитываем на восстановление механизмов корпоративного управления. Полагаем, что это позволит обеспечить эффективную операционную деятельность аэропорта и продолжить реализацию стратегического инвестиционного проекта на основе ГЧП", — рассказали "ДП" в пресс–службе ВВСС.

Также, добавляют представители управляющей компании Пулково, сейчас аэропорт переживает "стадию активного развития" — воздушная гавань вышла на второе место по стране по общему пассажиропотоку. За январь–октябрь 2023 года аэропорт обслужил 17,5 млн пассажиров, по итогам года ожидается результат 20 млн человек.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков



Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer