Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Обнадёживающий партнёр: Пулково национализировали особым образом


4 декабря 2023 года Илья Словесный, Деловой Петербург


Фактическая национализация оператора аэропорта Пулково затрагивает интересы не только недружественной Германии, но и партнёров России из Персидского залива.

Президент Владимир Путин своим указом от 30 ноября изъял 100% управляющей компании аэропорта Пулково ООО "Воздушные ворота Северной столицы" из собственности кипрской Thalita Trading Limited и передал их специально созданному ООО "Холдинг ВВСС".

Как отмечается в документе, имущественные права владельцев оператора аэропорта сохраняются — доли в новом отечественном холдинге распределены между инвесторами в соответствии с их пакетами в кипрской компании. Но от управления они отстраняются.

Исполнительный орган "Холдинга ВВСС" и его устав определит российское правительство. Распоряжаться голосами, приходящимися на доли иностранцев, будут непосредственно ООО "ВВСС" и "дочка" Российского фонда прямых инвестиций ООО "Перспективные промышленные и инфраструктурные технологии — 7".

Также в указе прописано, что иностранцы могут восстановить свои права в компании на основании заявлений, направленных в новый холдинг. Но при условии, что они заключат корпоративные договоры с другими участниками общества. Как на практике должен работать этот механизм — неясно. С претензиями, говорится в документе, инвесторы вправе обращаться в Арбитражный суд города Москвы.

Особая важность

Случай Пулково уже не первый кейс фактической национализации российских активов с иностранным участием, но в то же время он значительно отличается от прошлых случаев.

Инструмент введения временного управления над иностранной собственностью создан указом президента от 25 апреля 2023 года № 302. Предполагается, что в случае, если недружественные государства изымают или угрожают изъять принадлежащие России активы на их территории, то Россия в свою очередь может принимать ответные действия. Этим же указом Росимущество тогда получило во временное управление российские активы финского концерна Fortum и финско–немецкой энергокомпании Uniper.

Последующее изъятие активов (доли датского Carlsberg в пивоваренной компании "Балтика" и российского юрлица французской Danone в июле и типографий норвежского холдинга Amedia в сентябре) производилось путём дополнения списка, в который изначально были включены Fortum и Uniper.

Пулково же передаётся под контроль особым образом, и управленческие вопросы будут решаться не Росимуществом, а непосредственно Кабмином (хотя формально доли в новом холдинге российское государство не имеет).

Бей своих, чтоб чужие боялись

Примечателен и другой аспект. Хотя "специальные меры" в отношении Пулково и вводятся в соответствии с законом о мерах противодействия "США и иным недружественным государствам", под удар попадают не только они.

ВВСС управляют Пулково на основе концессионного соглашения, заключённого в 2009 году. Контрольный пакет получил государственный банк ВТБ, а пакет 35,5% передали немецкому холдингу Fraport AG.

Fraport впоследствии сократил свою долю до 25%, ВТБ — до 25,01%, а в проект пришло много денег из других стран. В 2016 году суверенный фонд Катара через F3 Holding LLC за 239 млн евро получил в концессии долю 24,99%. Также 7,99% владеет компания из ОАЭ Thirty Seventh Investment Company, принадлежащая фонду Mubadala, который возглавляет наследный принц Абу–Даби шейх Мухаммад бен Заид аль–Нахайян. Ещё 3,5% перешли в собственность саудовской Ayar International Investments Company, а пакет в размере 1,26% — суверенному фонду благосостояния Королевства Бахрейн.

При этом ещё в мае прошлого года Fraport заявлял о своём желании покинуть ВВСС, но гендиректор компании Штефан Шульте тогда объяснял, что холдинг не может продать свой пакет, оцениваемый в 111 млн евро, до 2025 года из–за условий концессионного соглашения.

Но уже в сентябре 2023–го глава ВТБ Андрей Костин рассказал журналистам, что условия сделки по выкупу доли немцев планируется согласовать до конца года.

Сами себе партнёры

Интересно, что Пулково — крупнейший и самый успешный пример в сфере государственно–частного партнёрства в Петербурге. Обычно такие соглашения заключаются с учётом гарантированного дохода, который обещается концессионеру от эксплуатации объекта. То есть если "частник" не получает с проекта расчётную прибыль, то её ему доплачивает бюджет. Так, казна Петербурга ежегодно субсидирует операторов "Западного скоростного диаметра" и трамвайной линии "Чижик".

Деятельность ВВСС по управлению Пулково технически была выгодна для Смольного. За период с 2016 по 2020 год оператор выплатил 9 млрд рублей в пользу Петербурга и ОАО "Аэропорт Пулково" по концессионному соглашению. Проблемы возникли только после пика пандемии коронавируса — платёж за 2021–2022 годы в размере 3 млрд рублей отложен до мая 2024 года.

Эксперты полагают, что национализация Пулково сделает менее привлекательным партнёрство с российским государством и для инвесторов из дружественных стран, но в общем обстановка перестала быть благоприятной уже довольно давно.

"Иностранных инвесторов в инфраструктурных проектах очень мало, ещё меньше их участвует в ГЧП (особенно после 2014 года). Так что повод для недоверия со стороны потенциальных инвесторов из дружественных стран будет, но фактически, скорее всего, ничего не изменится", — считает главный аналитик Sherpa Group Алексей Жундриков.

В самом операторе аэропорта при этом демонстрируют оптимизм (по крайней мере публично). "В этом году было подписано дополнительное соглашение к СГЧП о строительстве второй очереди, куда входит развитие терминального комплекса с учётом будущего роста пассажиропотока, а также строительство сопутствующей инфраструктуры. Рассчитываем на восстановление механизмов корпоративного управления. Полагаем, что это позволит обеспечить эффективную операционную деятельность аэропорта и продолжить реализацию стратегического инвестиционного проекта на основе ГЧП", — рассказали "ДП" в пресс–службе ВВСС.

Также, добавляют представители управляющей компании Пулково, сейчас аэропорт переживает "стадию активного развития" — воздушная гавань вышла на второе место по стране по общему пассажиропотоку. За январь–октябрь 2023 года аэропорт обслужил 17,5 млн пассажиров, по итогам года ожидается результат 20 млн человек.
 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer