Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рос, да не вырос


14 декабря 2023 года Дмитрий Струговец, Известия


Эксперт по космосу Дмитрий Струговец — о том, как кадровые изменения в «Роскосмосе» повлияют на эффективность госкорпорации

«Роскосмос» готовится к сокращению штата. Ожидается, что численность сотрудников государственной корпорации уменьшится с 600 человек до примерно 400 сотрудников. В основном это затронет административный персонал. Причем большинство специалистов просто переведут в дочерние компании. При этом они лишатся ряда премий и льгот, но на отечественных космических программах изменения не отразятся. Давайте разбираться почему.

Госкорпорация создавалась из Федерального космического агентства с прицелом на выход на коммерческие рынки. В ту пору Россия доминировала на рынке пусковых услуг, занимая до 50% (но даже тогда это был только 1% от всего объема мирового рынка космических услуг). Сейчас и нас, и европейскую Arianespace полностью вытеснил с рынка Илон Маск. Кроме того, российские пуски дополнительно прихлопнули американские санкции. В частности, этому способствовал вступивший в силу в 2023 году запрет на использование российских космических ракет. К слову, подобные ограничительные меры были анонсированы за много лет до февраля 2022 года. Например, закон Джона Маккейна о полномочиях национальной обороны США на 2019 финансовый год.

Также в момент становления госкорпорации существовали планы выхода на международные рынки. В том числе в сфере предоставления данных дистанционного зондирования Земли, услуг космической связи, прогноза погоды и спутниковой навигации. Тогда, в 2015 году, российские специалисты планировали, что общая доля нашей страны на мировом рынке космических сервисов составит порядка 10%.

Тем не менее «Роскосмос» постоянно обвиняли в нерентабельности. С задачей коммерциализации в госкорпорацию приходили Игорь Комаров, Дмитрий Рогозин и Юрий Борисов. Последнему принадлежит фраза «Космос сильно задолжал российской экономике».

При этом нужно отметить, что, например, перед Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) такая задача не ставится. В США считают, что эта организация должна обеспечить лидерство страны в гражданском космосе. Индия тоже вряд ли заработала на высадке своего зонда на Луне. Тем не менее для нее был важен вопрос престижа и развития соответствующих компетенций.

Даже сейчас одна из приоритетных задач «Роскосмоса» — монополизировать рынок космической съемки. В частности, на днях в Госдуме прошел первое чтение законопроект о покупке данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) у госкорпорации как у единственного поставщика.

Задача выйти на самоокупаемость в принципе — правильная. Но здесь важно понимать, что российского рынка не хватит для содержания целой отрасли, а выход на зарубежные для нас сначала был существенно ограничен, а теперь и полностью закрыт.

В итоге из-за отказа от использования «Союзов» для доставки американских астронавтов на МКС и, в целом, в связи с вытеснением российских ракет с рынка пусковых услуг «Роскосмос» оказался без притока иностранного финансирования. Госкорпорация и так была «планово убыточной», а оказалась в еще более плачевном состоянии. Ситуация потребовала исправления.

Учитывая, что сам «Роскосмос» ничего не производит, соответственно, все основные траты идут по линии Фонда оплаты труда. Наилучшее решение — это сокращение штата.

Однако грядущие кадровые изменения на самом деле таковыми не являются. Скорее всего, 80–90 % сотрудников, которые попадут под сокращение, будут юридически трудоустроены в дочерние предприятия «Роскосмоса», а физически –– останутся на своих рабочих местах и будут выполнять свои должностные обязанности. При этом они, вероятно, лишатся ряда премиальных выплат и льгот типа дополнительного медицинского страхования, бесплатных «пионерских» лагерей для детей работников и почти бесплатных санаториев для них самих. Вместе с тем такие реформы дадут госкорпорации возможность заявить о резком сокращении трат и повышении финансовой эффективности.

Однако важно, что кадровая чехарда затронет и топ-менеджеров компании. Предположительно, первыми «под нож» пойдут исполнительные директора. Грубо говоря, это «прослойка» или дополнительное звено между профильными заместителями гендиректора и тематическими департаментами. То есть это что-то вроде «замзама». Кстати, один из них — это Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев. Ему, по слухам, предложат должность советника, что, конечно, не соответствует его статусу и заслугам.

Другое вероятное кадровое изменение — это замена заместителя генерального директора по космическим системам и комплексам Михаила Хайлова. Он — плоть от плоти космической отрасли, начинал свою карьеру со слесаря в НПО имени Лавочкина. Вместе с ним, вероятно «оптимизируют» и многих его подчиненных.

Стали ли эти метамарфозы расплатой за неудачу миссии «Луна-25» или не самое лучшее состояние российской орбитальной группировки, пока не известно. Но обращает внимание, что уж очень вовремя пришлась реформа оргштатной структуры.

Вместе с тем проблема российской космонавтики сохраняется многие годы. Причем это происходит вне зависимости от личности руководителя. За последние 10 лет отрасль возглавляли столь разные руководители, а воз и ныне там.

В таком случае, может быть, стоит поставить вопрос, чтобы «Роскосмос» перестал заниматься бизнесом. Не исключено, что будет лучше, если госкорпорация плотнее займется ядерными реакторами, обеспечением жизнедеятельности человека в экстремальных условиях невесомости и радиации, наращиванием компетенций в производстве микроэлектроники класса Military/Space и другими прорывными проектами.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer