Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рос, да не вырос


14 декабря 2023 года Дмитрий Струговец, Известия


Эксперт по космосу Дмитрий Струговец — о том, как кадровые изменения в «Роскосмосе» повлияют на эффективность госкорпорации

«Роскосмос» готовится к сокращению штата. Ожидается, что численность сотрудников государственной корпорации уменьшится с 600 человек до примерно 400 сотрудников. В основном это затронет административный персонал. Причем большинство специалистов просто переведут в дочерние компании. При этом они лишатся ряда премий и льгот, но на отечественных космических программах изменения не отразятся. Давайте разбираться почему.

Госкорпорация создавалась из Федерального космического агентства с прицелом на выход на коммерческие рынки. В ту пору Россия доминировала на рынке пусковых услуг, занимая до 50% (но даже тогда это был только 1% от всего объема мирового рынка космических услуг). Сейчас и нас, и европейскую Arianespace полностью вытеснил с рынка Илон Маск. Кроме того, российские пуски дополнительно прихлопнули американские санкции. В частности, этому способствовал вступивший в силу в 2023 году запрет на использование российских космических ракет. К слову, подобные ограничительные меры были анонсированы за много лет до февраля 2022 года. Например, закон Джона Маккейна о полномочиях национальной обороны США на 2019 финансовый год.

Также в момент становления госкорпорации существовали планы выхода на международные рынки. В том числе в сфере предоставления данных дистанционного зондирования Земли, услуг космической связи, прогноза погоды и спутниковой навигации. Тогда, в 2015 году, российские специалисты планировали, что общая доля нашей страны на мировом рынке космических сервисов составит порядка 10%.

Тем не менее «Роскосмос» постоянно обвиняли в нерентабельности. С задачей коммерциализации в госкорпорацию приходили Игорь Комаров, Дмитрий Рогозин и Юрий Борисов. Последнему принадлежит фраза «Космос сильно задолжал российской экономике».

При этом нужно отметить, что, например, перед Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) такая задача не ставится. В США считают, что эта организация должна обеспечить лидерство страны в гражданском космосе. Индия тоже вряд ли заработала на высадке своего зонда на Луне. Тем не менее для нее был важен вопрос престижа и развития соответствующих компетенций.

Даже сейчас одна из приоритетных задач «Роскосмоса» — монополизировать рынок космической съемки. В частности, на днях в Госдуме прошел первое чтение законопроект о покупке данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) у госкорпорации как у единственного поставщика.

Задача выйти на самоокупаемость в принципе — правильная. Но здесь важно понимать, что российского рынка не хватит для содержания целой отрасли, а выход на зарубежные для нас сначала был существенно ограничен, а теперь и полностью закрыт.

В итоге из-за отказа от использования «Союзов» для доставки американских астронавтов на МКС и, в целом, в связи с вытеснением российских ракет с рынка пусковых услуг «Роскосмос» оказался без притока иностранного финансирования. Госкорпорация и так была «планово убыточной», а оказалась в еще более плачевном состоянии. Ситуация потребовала исправления.

Учитывая, что сам «Роскосмос» ничего не производит, соответственно, все основные траты идут по линии Фонда оплаты труда. Наилучшее решение — это сокращение штата.

Однако грядущие кадровые изменения на самом деле таковыми не являются. Скорее всего, 80–90 % сотрудников, которые попадут под сокращение, будут юридически трудоустроены в дочерние предприятия «Роскосмоса», а физически –– останутся на своих рабочих местах и будут выполнять свои должностные обязанности. При этом они, вероятно, лишатся ряда премиальных выплат и льгот типа дополнительного медицинского страхования, бесплатных «пионерских» лагерей для детей работников и почти бесплатных санаториев для них самих. Вместе с тем такие реформы дадут госкорпорации возможность заявить о резком сокращении трат и повышении финансовой эффективности.

Однако важно, что кадровая чехарда затронет и топ-менеджеров компании. Предположительно, первыми «под нож» пойдут исполнительные директора. Грубо говоря, это «прослойка» или дополнительное звено между профильными заместителями гендиректора и тематическими департаментами. То есть это что-то вроде «замзама». Кстати, один из них — это Герой Советского Союза, Герой России Сергей Крикалев. Ему, по слухам, предложат должность советника, что, конечно, не соответствует его статусу и заслугам.

Другое вероятное кадровое изменение — это замена заместителя генерального директора по космическим системам и комплексам Михаила Хайлова. Он — плоть от плоти космической отрасли, начинал свою карьеру со слесаря в НПО имени Лавочкина. Вместе с ним, вероятно «оптимизируют» и многих его подчиненных.

Стали ли эти метамарфозы расплатой за неудачу миссии «Луна-25» или не самое лучшее состояние российской орбитальной группировки, пока не известно. Но обращает внимание, что уж очень вовремя пришлась реформа оргштатной структуры.

Вместе с тем проблема российской космонавтики сохраняется многие годы. Причем это происходит вне зависимости от личности руководителя. За последние 10 лет отрасль возглавляли столь разные руководители, а воз и ныне там.

В таком случае, может быть, стоит поставить вопрос, чтобы «Роскосмос» перестал заниматься бизнесом. Не исключено, что будет лучше, если госкорпорация плотнее займется ядерными реакторами, обеспечением жизнедеятельности человека в экстремальных условиях невесомости и радиации, наращиванием компетенций в производстве микроэлектроники класса Military/Space и другими прорывными проектами.

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой



Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г
Андрей Коршунов
Известия
Пилот мысли: электронный планшет сделает безопаснее взлет и посадку самолетов
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Сначала Шанхай, а потом, может, и Пекин: из Казани запустят прямой рейс в Китай

РИА Новости
Дроны отлетали более 150 часов на "Архипелаге 2024" в Сахалинской области
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Подлётная ловля: началось производство FPV-дронов с искусственным интеллектом
Станислав Кучушев Роман Крецул
Известия
Детали пролета: кто виноват в поставке брака для самолетов Минобороны
Дмитрий Алексеев
Известия
Лети не хочу: в Госдуме нашли способ снизить цены на авиабилеты

74.RU
Ремни ослабят? В России предложили ограничить цены на авиабилеты и даже ввести скидки 50% для детей
Елена Тюленева
Радио «Ъ FM»
«Ростех» взял Red Wings под крыло
Роман Крецул Богдан Степовой Владимир Матвеев
Известия
Палубная привычка: для авианосца «Адмирал Кузнецов» формируют летный состав
Светлана Белова
Радио «Ъ FM»
МКС просчитали последний путь
Анастасия Костина
Известия
Секрет Бирмы: Мьянма готова рассмотреть запуск прямых рейсов из Москвы
Владимир Гаврилов
Известия
Детальный сбор: промкомплекс для выпуска запчастей на Airbus и Boeing запустят в августе
Анна Скрипка,Татьяна Ткачева
Российская газета
Аэропорты Черноземья переживают масштабную модернизацию
Дмитрий Алексеев
Известия
Близкое далёко: программу субсидирования региональных авиарейсов расширят

Известия
Эксперты заявили о крахе Boeing из-за санкций против России
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпания S7 выступила против создания фонда реконструкции аэродромов
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
В Петербурге представили комплекс защиты от БПЛА на базе дирижаблей
Николай Козин
Парламентская газета
Росавиация: В России не было ни одного случая каннибализации самолетов
Андрей Коршунов
Известия
Беспилотная зона: дроны помогут космонавтам на Российской орбитальной станции
Елизавета Борисенко
Известия
В ту степь: Россия увеличит число авиарейсов в Монголию
Екатерина Шокурова
РБК
Минэк протестирует доставку грузов дронами без внешнего контроля
Евгения Перцева
Известия
Главное — место: duty free с алкоголем на внутренних вылетах откроют три аэропорта
Мария Недюк, Богдан Степовой
Известия
Весомая категория: в России создан самый грузоподъемный дрон
Иван Петров
Известия
Дают добро: как пассажиры международных рейсов пытаются обмануть таможню
Анастасия Львова
РБК
Для сельхоздронов попросили упростить регистрацию в Росавиации
Денис Гриценко
Известия
Паралётные птицы: испытано крыло, на котором Конюхов отправится к Северному полюсу
Денис Давыдов
MASHNEWS
К 2030 году 50% самолетов в парках авиакомпаний должны быть российскими
Андрей Коршунов
Известия
С неба на воду: успешная посадка Starship приблизит полеты на Луну
Анна Захарова, Анастасия Львова, Виктория Елетина
РБК
Доходы duty free в аэропорту Владивостока выросли втрое благодаря Китаю
Евгения Перцева
Известия
Питьевой режим: продажи алкоголя в duty free на внутренних рейсах могут ограничить
Инесса Фотева
Парламентская газета
Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer