Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космическая быль: какой будет лунная станция России и Китая


29 ноября 2023 года Андрей Коршунов, Известия


Россия подтвердила намерение строить научную лунную станцию совместно с Китаем. 28 ноября правительство РФ поддержало ратификацию соответствующего соглашения с КНР, подписанного в ноябре 2022-го. В ближайшие годы две страны определят место для размещения базы, а затем с помощью нескольких миссий доставят на Луну модули, необходимы для исследований спутника Земли и даже выращивания там сельхозкультур. В отдаленной перспективе участники проекта предполагают отправлять на Луну и пилотируемые экспедиции. Эксперты отметили, что международный статус защитит лунные программы от возможного урезания финансирования, а союз России и Китая в будущем станет ядром международного консорциума по исследованию и колонизации спутника Земли.

Совместное творчество

Россия подтвердила свое намерение совместно с Китаем создать Международную научную лунную станцию (МНЛС). 28 ноября комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности поддержала ратификацию соответствующего соглашения между двумя странами, выяснили «Известия». Оно было подписано еще в ноябре 2022 года и всё это время проходило межведомственные согласования.

Документ, о котором идет речь, намечает совместные действия России и Китая по освоению Луны. В частности, на первом этапе конструкторы двух стран займутся проектированием станции, а межпланетные аппараты будут исследовать поверхность Луны, чтобы определить наиболее удобное место для размещения базы. Также специалисты отработают технологии мягкой посадки.

На следующей стадии планируется создать единый центр управления станцией и разместить на спутнике первые инфраструктурные объекты — модули энергоснабжения и связи. Кроме того, на поверхность Луны доставят исследовательские аппараты различного назначения и луноходы. На орбите спутника появится оборудование для ретрансляции.

Третий этап предполагает постепенное увеличение количества лунных модулей и расширение их функционала. В июне 2022 года «Роскосмос» и Китайская национальная космическая администрация представили дорожную карту — в соответствии с нею, на этой стадии станция получит командный центр, модуль подъема, спуска и посадки и фототехнический комплекс по выращиванию земных сельскохозяйственных культур. То есть начнут создаваться условия для колонизации Луны людьми.

Соглашение также оговаривает меры проекта создания МНЛС. Например, предлагается установить льготные режимы торговли и промышленности для организаций, которые будут производить продукцию, необходимую для освоения Луны. В частности, товары, перевозимые в рамках программы, освободят от таможенных пошлин и налогов, а для специалистов, деятельность которых связана с реализацией проекта, предусмотрят особый визовый режим.

Проект открыт к присоединению

Соглашением предусмотрен открытый формат проекта — к нему, по мере развития, смогут присоединяться другие страны. В сентябре 2023 года на Астрономическом конгрессе в Азербайджане Россия и Китай представили проект мировому научному сообществу и пригласили все желающие страны присоединиться к нему.

Заинтересованность в участии в строительстве МНЛС уже высказали Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, ЮАР, Азербайджан и Белоруссия. Также в проекте участвует Азиатско-Тихоокеанская организация космического сотрудничества и швейцарская компания Nano-SPACE.

Мы видим первые шаги на дороге многолетнего взаимодействия России и Китая в освоении Луны, считает научный руководитель Института космических исследований РАН, академик РАН Лев Зеленый, отвечающий за научную программу российских лунных исследований на автоматических космических аппаратах.

— В этом году руководители наших государств обменялись образцами лунного грунта, которые были доставлены на Землю аппаратами «Луна-16» и «Чанъэ-5». Следующий значимый результат — это договоренность об обмене научными приборами, которые будут работать на российских и китайских автоматических научных лунных станциях. В настоящий момент наша перспективная лунная программа увязывается с планами китайских коллег, — отметил он в беседе с «Известиями».

По мнению ученого, именно сотрудничество России и Китая станет в будущем ядром международного консорциума по исследованию Луны. А затем — и для более амбициозных проектов.

При этом Лев Зеленый пояснил, что подписанное соглашение касается только работы автоматических станций и роботов. Когда речь зайдет о развитии совместных пилотируемых программ освоения Луны, потребуется подписание нового договора.

— У России накоплен большой опыт по созданию как орбитальных, так и посадочных модулей. Наша страна может участвовать и в запуске отельных космических аппаратов, и в их проектировании. Поэтому в совместном лунном проекте мы и Китай сейчас участвуем на равных условиях, — отметил научный журналист Михаил Котов.

По его мнению, ратификация российско-китайского соглашения важна, чтобы юридически закрепить международный статус проекта. Это исключит возможность урезания его финансирования или отказа от реализации. Кроме того, совместная работа России и Китая повышает престиж и доверие к проекту, другие страны с большей охотой будут присоединяться к нему, полагает эксперт.

— Попытки освоения Луны отдельными странами в рамках своих национальных программ не дадут им каких-либо существеннных преимуществ, в частности, экономических. Такие преимущества можно получить только при совместном освоении спутника всем человечеством. Ведь космос — это и новое жизненное пространство, и бесконечное количество ресурсов, — считает эксперт в сфере космонавтики Андрей Ионин.

Поэтому освоение Луны международным консорциумом, в котором каждый участник имеет равные права, — это единственно возможный путь, считает эксперт.

— Альтернативный проект «Артемида», который возглавляют Соединенные Штаты Америки, заранее обречен, так как предполагает превосходство одной страны над другими, — подчеркнул Андрей Ионин.

Россия и Китай, наоборот, движутся в правильном направлении, полагает эксперт. Но для того, чтобы обозначить серьезность намерений, нужны следующие шаги — в частности, активизировать присоединение к проекту других стран, которые будут вкладывать в него свои ресурсы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer