Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аудиторы нашли у «Авроры» нарушения в программе субсидируемых рейсов


30 ноября 2023 года Анастасия Львова, РБК


Счетная палата выявила нарушения и недочеты при распределении субсидий на поддержку авиарейсов на Дальнем Востоке. Авиакомпания «Аврора» не выполняет часть рейсов, получая господдержку

Счетная палата подготовила отчет по итогам аудита мер господдержки малой авиации: в нем аудиторы в том числе анализировали выделение субсидий на выполнение рейсов по социально значимым маршрутам в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Речь идет о госсредствах, предусмотренных постановлением № 1172. РБК ознакомился с материалами отчета. Проверка проводилась в январе—августе этого года, анализировалось использование субсидий в 2022-м и за истекший период 2023 года.

Какие нарушения нашли у «Авроры»

Палата пришла к выводу, что дальневосточная авиакомпания «Аврора» регулярно не выполняет заявленное количество рейсов по некоторым маршрутам, на которые получает субсидию: «Это не позволяет обеспечить необходимый уровень доступности льготных авиаперевозок для населения. По итогам 2021 года по отдельным маршрутам не выполнено 327 рейсов, в 2022 году — 1516 рейсов (или 32,4% от заявленной льготной программы)».

Например, «Аврора» совсем не выполняла рейсов по маршруту Красноярск — Комсомольск-на-Амуре (должна была выполнить 124 рейса), по маршруту Улан-Удэ — Агинское (план — 90 рейсов); лишь 72 рейса из запланированных 282 выполнено по маршруту Анадырь — Петропавловск-Камчатский, 90 из запланированных 300 полетов на направлении Комсомольск-на-Амуре — Южно-Сахалинск.

Вместе с тем «Аврора» в 2022 году получила от Росавиации субсидии на 1,06 млрд руб. на рейсы, не предусмотренные к выполнению соглашением с ведомством, следует из отчета палаты. Таким образом, по одним заявленным направлениям с субсидией перевозчик летает меньше, чем положено, по другим — больше.

Какие еще проблемы нашли аудиторы

Само соглашение о выделении господдержки между Росавиацией и «Авророй» составлено с нарушениями: в документе отсутствует такой показатель, как количество рейсов по конкретным маршрутам, которое необходимо выполнить для достижения результата программы. «Это не позволяет оценить достижение значения показателя, необходимого для достижения результата», — заключили в палате. Кроме того, с сентября прошлого года кабмин исключил из правил норму об ответственности перевозчиков (возврат средств в бюджет) за недостижение показателей. Поэтому ответственность не была установлена и в соглашении о выделении субсидии на 2023 год.

Проверка также показала, что «Аврора» своевременно не запускала продажу билетов по части субсидируемых рейсов. Она должна быть открыта спустя пять дней после подписания договора. «Отсутствие в продаже билетов на субсидируемые рейсы в количестве, установленном соглашением на 2023 год, оказывает негативное влияние на решение задачи по обеспечению воздушных перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам ДФО. Указанный факт свидетельствует о ненадлежащем контроле Росавиации за соблюдением АО «Авиакомпания «Аврора» порядка предоставления субсидии», — говорится в отчете.

Отдельно Счетная палата напомнила, что по поручению первого вице-премьера Андрея Белоусова еще от 2021 года кабмин должен был согласовать финмодель объединенной «Авроры» (в состав авиакомпании вошло еще четыре региональных перевозчика округа). На дату завершения проверки согласованная концепция в правительство представлена не была.

Согласно параметрам актуальной сейчас финмодели, уровень рентабельности субсидируемых авиаперевозок должен составлять 0%. Но по итогам 2022 года чистая прибыль «Авроры» от данного вида деятельности составила 779,6 млн руб., или 13,2% суммы субсидии. Проблемным является и вопрос завышения суммы необходимой поддержки в момент ее расчета, так как он производится с учетом парка «Авроры», а фактически рейсы могут выполнять другие перевозчики по код-шеринговым соглашениям (одна авиакомпания продает билеты, другая — выполняет рейс под кодом первой).

Например, для расчета субсидии по маршруту Хабаровск — Зея (с посадкой в Благовещенске) «Аврора» использовала канадский турбовинтовой самолет DCH-8, а фактически рейсы выполняли «Сибирская легкая авиация» и авиакомпания «Ангара», которые летают на Л-410 и Ан-24. В результате завышение стоимости рейса по маршруту в 2022 году составило 0,9 млн и 0,4 млн руб. соответственно. Общее завышение субсидии за 2022 год составило 127,9 млн руб.

В Росавиации знакомы с отчетом Счетной палаты, «специалисты агентства проверяли деятельность перевозчика в рамках этого постановления», сообщили РБК в агентстве: «Доводы нашего ведомства по поводу работы «Авроры» были направлены в Счетную палату и признаны аудиторами обоснованными. Между Росавиацией и «Авророй» планируется заключить дополнительное соглашение. Оно уточнит показатели, необходимые для достижения результата предоставления субсидий в 2023 году».

На проблему механизма субсидирования рейсов в ДФО Счетная палата указывала и в прошлом году. Тогда отмечалось, что соглашения с перевозчиками заключаются лишь на один год, что сдерживает долгосрочное и синхронизированное планирования авиакомпаниями и операторами аэропортов своих программ. Кабмин прислушался к рекомендации и с 2023 года договоры можно заключать на трехлетний бюджетный период, отмечается в заключении палаты.

Что происходит с субсидированием

В Минтрансе не стали комментировать отчет Счетной палаты. В министерстве лишь напомнили, что программа поддержки полетов в ДФО стартовала в 2021 году, тогда по ней было выполнено 1932 рейса, в прошлом году — 8061 рейс. По данным Росавиации, в первый год по ней перевезены 62,1 тыс. человек, в 2022 году — 355 тыс. «Плановый показатель достижения результата субсидирования в 2023 году составляет 7486 выполненных рейсов. При этом только за январь—октябрь уже выполнено 6777 рейсов», — добавили в Минтрансе. При этом представитель ведомства сообщил, что Росавиация осуществляет проверки соблюдения порядка и условий предоставления поддержки, в том числе в части достижения результатов.

В целом состояние программ субсидирования в России носит характер «перевернутой пирамиды», в которой крупнейшая статья расходов приходится на высокомаржинальные маршруты, тогда как «планово-убыточные» местные линии с самым высоким уровнем удельных издержек остаются без федеральной поддержки при очень ограниченных и непропорциональных возможностях региональных и местных властей, отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. Выявленные при проверке резервы повышения эффективности программ смогут содействовать совершенствованию механизмов субсидирования гражданской авиации страны. Это особенно важно ввиду бюджетных ограничений и сокращения объемов господдержки отрасли, отметил Борисов.

Анализ перечня субсидируемых в текущем году маршрутов (по всем программам) показал, что около 19% из них являются коммерчески привлекательными, перенаправление этих субсидии на социально значимые маршруты способствовало бы решению проблемы транспортной доступности, соглашается и Александр Давыдов, заместитель директора авиаклуба ДОСААФ. Удобным форматом стал бы ежеквартальный пересмотр перечня маршрутов, учитывающий информацию из регионов, которые формируют перечни под запросы жителей и бизнес-сообщества, отметил эксперт.

«Для того чтобы увеличить количество полетов внутри региона, необходимо увеличение кадрового состава. Решением данной проблемы может стать специфический вид лизинга — «мокрый». Его особенность состоит в том, что самолет берется в аренду вместе с экипажем. Это позволит более мобильно использовать парк самолетов, особенно в периоды сезонных взлетов и падений спроса», — отмечает Екатерина Авдеева, профессор кафедры корпоративной экономики Поволжского института управления им. П.А. Столыпина (филиал) РАНХиГС. Но такой вид лизинга пока не легализован в стране.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников



Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer