Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Персидский мотив: Иран может войти в состав участников МАК


4 октября 2023 года Анастасия Львова, Известия


Иран может войти в состав Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В таком шаге заинтересованы авиавласти страны, рассказал «Известиям» председатель МАК Олег Сторчевой. Несмотря на то что организация образована еще в 1991 году, пока прецедентов вхождения новых членов в МАК не было. Основными функциями организации остаются расследование авиакатастроф, а также сертификация авиатехники. О том, что даст Ирану подключение к Комитету и нужно ли это России, — в материале «Известий».

Новый союзник

Такое предложение было выработано в ходе переговоров с авиационными властями Ирана, прошедших весной этого года, уточнил Олег Сторчевой.

— Иранские коллеги выразили заинтересованность в присоединении к соглашению. Эта возможность будет обсуждаться Советом полномочных представителей государств-участников, после чего МАК будет готовить соответствующую нормативно-правовую базу, — сообщил председатель МАК.

Соглашение открыто для присоединения и других стран, уточнил он. А подключение Ирана может стать хорошей основой для расширения регионального сотрудничества в области гражданской авиации и обеспечения безопасности полетов.

Использование единых подходов, нормативно-правовой базы в области летной годности, сертификации авиационной техники, обмена опытом в области расследования авиационных происшествий может дать синергетический эффект и позволит обеспечить более эффективное совместное использование ресурсов Ирана и других стран – участниц МАК для развития отрасли авиации, инфраструктуры, авиастроения.

В Иране авиаотрасль сегодня развивается очень интенсивно, расширяется взаимодействие этой страны и с государствами нашего региона, объяснил Олег Сторчевой.

С момента основания МАК пока не было прецедентов, когда новое государство собиралось бы вступить в организацию. Комитет как исполнительный орган Соглашения был образован в 1991 году. Тогда его подписали 12 стран из числа бывших республик СССР и МАК появился как правопреемник нескольких ведомств бывшего СССР по вопросам, связанным с гражданской авиацией.

Сейчас в МАК кроме России входят Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Грузия вышла из соглашения одновременно с прекращением членства в СНГ в 2009 году, Украина — в 2021 году.

«Известия» направили запрос в посольство Ирана в РФ, с также в Минтранс России.

Полномочия МАК

МАК — надгосударственная организация в области гражданской авиации. Но его полномочия каждая страна-участница определяет самостоятельно.

В России Межгосударственный авиационный комитет исторически занимался расследованием авиапроисшествий и катастроф, а его филиал — Авиарегистр МАК (АРМАК) — сертификацией авиационной техники. В 2015 году тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев лишил МАК функций и прав по сертификации — они были распределены между Росавиацией, Минтрансом и Минпромторгом (в зависимости от вида авиации).

Много лет Росавиации и МАК конкурировали за разработчиков и конфликтовали по этому поводу. По данным трех источников «Известий», Авиарегистр МАК и сейчас продолжает принимать и обрабатывать заявки разработчиков на те или иные виды сертификационных работ. Прежде всего, в сертификате МАК заинтересованы производители, которые планируют продавать свои суда на внешних рынках — в странах СНГ, говорит один из собеседников «Известий».

— Зарубежные коллеги понимают и признают ценность документа, который выдает АРМАК. Им важно получить сертификат именно этой организации — на его основании они готовы санкционировать эксплуатацию воздушных судов, — объяснил источник.

В январе этого года впервые с момента образования органа сменилось и его руководство — место многолетнего президента МАК Татьяны Анодиной занял бывший замруководителя Росавиации Олег Сторчевой. Со сменой руководства в МАК произошли некоторые кадровые изменения, упразднена часть руководящих должностей, рассказал источник «Известий» в этой структуре. Теперь комитет планирует расширять сотрудничество с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО, входит в структуру ООН), членами которой числятся 193 страны мира.

В 2022 году после введения санкций против авиаотрасли РФ, спешной перерегистрации самолетов западных лизингодателей в российском реестре и сохранения их регистрации на Бермудах и в Ирландии ИКАО поставила России так называемый красный флажок по безопасности полетов. Он сигнализирует беспокойство органа по поводу способности властей должным образом контролировать воздушные суда, находящиеся под её юрисдикцией. Кроме России такую пометку от ИКАО имеет Бутан. Росавиация считает эти действия политически мотивированными, рассказывал в интервью РБК бывший глава агентства Александр Нерадько.

Дали знак

Присоединение Ирана к МАК — это, безусловно, позитивный знак, уверен исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Изначально МАК создавался, чтобы представительствовать в регионе, влиять на выработку мировой политики в области авиации и сертификационных требований.

— По сути, МАК — это и инструмент защиты рынка и отстаивания своих интересов в условиях активной экспансии западных производителей. К сожалению, пока в полной мере добиться всех целей в этой части не удалось. Сейчас есть второй шанс, — говорит эксперт.

Но партнерство с Ираном будет взаимовыгодным: этой стране удалось в условиях международной изоляции научиться самостоятельно ремонтировать, обслуживать западную авиатехнику, России предстоит этому научиться. С другой стороны, Иран не обладает компетенциями в создании собственной гражданской авиатехники — с этим Россия, напротив, сможет помочь.

Вместе с тем, продолжает Олег Пантелеев, России сейчас важно сохранять взаимодействие и с глобальными авиационными организациями, органами, прежде всего ИКАО. МАК, будучи надгосударственной структурой, не попавшей в опалу ИКАО, отлично подходит для этой роли, заключил эксперт.

Вступление в МАК больше нужно самому Ирану, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Основная роль комитета все-таки — это расследование авиапроисшествий. В некоторых странах мира нет своих специалистов, которые бы занимались расследованиями таких кейсов, как с самолетами Airbus и Boeing. Тогда они просто привлекают экспертов европейского или американского регуляторов (EASA и FAA). Аналогично к полетам в разных странах допускается техника, сертифицированная этими органами. Иран, вероятно, не хочет подпадать под политическое влияние этих органов, предположил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково



Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка
Кирилл Комаров
Профиль
Облетать Россию дорого: европейцы "режут" рейсы в Азию

Интерфакс
"Уральские авиалинии" в 2024г намерены сохранить перевозки пассажиров на уровне 2023г

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer