В конце минувшей недели стало известно, что Росавиация рекомендовала авиакомпаниям не использовать для полетов за границу самолеты "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК) из-за риска их ареста. Как сообщил "Интерфаксу" источник в авиаотрасли, исключения были сделаны только для рейсов в Белоруссию и Турцию.
"Решение принято из-за риска ареста самолетов иностранных дочерних компаний ГТЛК, которые проходят процедуру банкротства. Самолеты попали в список требований", - сказал источник.
По его словам, рекомендация действует "до особого решения" Росавиации.
Риски ареста судов связаны с тем, что авиакомпании продолжают летать на основании контрактов с GTLK Europe, которая сейчас находится в процессе ликвидации, подтвердил другой источник в авиаотрасли.
Ранее Высокий суд Ирландии принял решение о ликвидации SPV-компаний ГТЛК - GTLK Europe Capital DAC и GTLK Europe Designated Activity Company.
После введения антироссийских санкций из-за ситуации на Украине российские авиакомпании продолжают эксплуатировать 37 самолетов Boeing и Airbus, законтрактованных у GTLK Europe, говорил в интервью "Ведомостям" гендиректор компании Роман Лядов.
Еще 37 лайнеров, по его словам, находились за рубежом (в основном в Европе), они "частично заблокированы".
Среди контрагентов группы ГТЛК "Аэрофлот", "Россия", S7, "Ямал".
О вынужденных задержках нескольких рейсов за рубеж на минувшей неделе сообщала S7. Парк группы S7 состоит из самолетов только иностранного производства - Boeing, Airbus, Embraer.
29 сентября, как уточняла "Интерфаксу" представитель компании, были задержаны рейсы в Бангкок (Таиланд), Дубай (ОАЭ), Ургенч (Узбекистан).
В "Аэрофлоте" в свою очередь заявили журналистам, что имеющегося у компании самолетного парка достаточно для выполнения программы международных рейсов.
ГТЛК со своей стороны заявила, что предупреждала авиаперевозчиков-контрагентов о рисках пользования самолетами вне российского юридического поля.
"Компания заблаговременно направила авиаперевозчикам долгосрочные договоры лизинга с российским юрлицом - АО "ГТЛК". Контрагенты уведомлены о рисках пользования флотом вне российского юридического поля. Мы ожидаем в скорейшее время заключения новых контрактов для обеспечения безопасной эксплуатации самолетов на всех доступных маршрутах", - сообщила представитель ГТЛК журналистам.
В Минтрансе подтвердили, что ГТЛК направила авиаперевозчикам долгосрочные договоры лизинга с российским юрлицом, которые подтверждают право собственности на спорные воздушные суда.
"В ближайшее время ожидается заключение новых контрактов для нивелирования всех возможных правовых рисков", - сообщил представитель Минтранса журналистам, добавив, что самолеты, которые подпали под ограничения, составляют примерно 5% от всего парка воздушных судов российских авиакомпаний.
В министерстве отметили, что взаимодействие по этому вопросу продолжается совместно с Росавиацией и ГТЛК.
Вместе с тем там заявили, что ситуация с ограничениями на полеты за рубеж на лайнерах, законтрактованных у "Государственной транспортной лизинговой компании", в целом не повлияет на выполнение российскими перевозчиками международной полетной программы.
"Перевозчики имеют в распоряжении воздушные суда иностранного производства, находящиеся в собственности как других лизинговых компаний, так и в собственности самих авиакомпаний. В настоящее время данные самолеты могут использоваться для выполнения соответствующих международных рейсов", - пояснили в министерстве.
В июле в Минтрансе сообщали, что к октябрю планируют завершить выделение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на выкуп иностранных самолетов. Правда, на тот момент средства из ФНБ на эти цели получил лишь "Аэрофлот".
"Процесс идет. Сложно говорить когда (получат - ИФ), но у нас задача в любом случае до конца сентября эту программу завершить, исполнить, скажем так", - говорил замглавы ведомства Игорь Чалик.
Для выкупа самолетов у иностранных лизингодателей правительство выделило из ФНБ около 300 млрд рублей. Часть этих средств до марта уже использовал "Аэрофлот" для выкупа 10 дальнемагистральных Boeing 777.
Глава "Аэрофлота" Сергей Александровский со своей стороны рассказывал журналистам на ПМЭФ-2023, что компания ведет переговоры с иностранными лизингодателями о "страховом урегулировании" еще по 47 находящимся в операционном лизинге лайнерам.
"Процесс (выкупа самолетов в оперлизинге - ИФ) оказался чуть сложнее и дольше, чем мы рассчитывали. При этом мы достаточно активно двигаемся по страховому урегулированию с лизингодателями, в работе порядка 47 воздушных судов. Процесс в достаточно активной фазе, больше говорить ничего не буду, потому что лизингодатели очень чувствительны к этому вопросу", - отмечал Александровский.
По его словам, в конечном итоге эти самолеты станут собственностью специально образованной лизинговой компании, в пользу которой "Аэрофлот" будет осуществлять лизинговые платежи.
"Финансирование (выкупа самолетов - ИФ) осуществляется из средств ФНБ. Соответственно, через механизм лизинга обеспечивается возврат средств ФНБ", - пояснял глава "Аэрофлота", отвечая на вопрос, для чего в этой схеме нужно участие специально созданной лизинговой структуры.
При этом он сообщал, что другие перевозчики тоже общаются с лизингодателями на тему страхового урегулирования. Александровский предположил, что, скорее всего, они пойдут по пути создания своих кэптивных лизинговых компаний.
"Если захотят прийти к нам, будем рады всех удовлетворить", - добавил он.
Сама компания заявляла в прошлом году о выкупе 10 Boeing 777-300ER и 8 Airbus A330. При этом все выкупленные Boeing в дальнейшем были вновь переведены в оперлизинг. Источник "Интерфакса" сообщал, что их новым лизингодателем стало ООО "НЛК-финанс". Согласно данным ЕГРЮЛ, эту компанию учредили в декабре прошлого года ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (подведомственно Росавиации) и учрежденное им же незадолго до этого ООО "Страховая компания "НСК". Источник агентства на страховом рынке пояснял ранее, что НСК создана для страхования рисков авиаперевозчиков в связи с санкциями и "блокировкой в ряде случаев традиционных механизмов авиастрахования".
Сразу после начала специальной военной операции РФ на Украине Евросоюз ввел санкции, которые запрещают поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также их техобслуживание и страхование. Кроме того, санкции обязывали лизингодателей разорвать до конца марта 2022 года действующие контракты с авиакомпаниями.
По решению российских властей авиакомпании не стали возвращать самолеты - вместо этого они перевели их в отечественный реестр и продолжили эксплуатировать.