Для развития отечественного гражданского авиапрома российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) объявил «о создании Фонда развития гражданской авиационной промышленности объемом 100 млрд руб. совместно с партнерами из Китая для инвестиций в авиационные предприятия и проекты на территории двух стран», — говорится в заявлении РФПИ.
Потенциально такое сотрудничество вполне может быть успешным, считает главный эксперт института транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
«Без детализации конкретных проектов трудно оценить перспективы созданного фонда РФПИ, но вообще в Китае с точки зрения авиастроения масса всего интересного, — уверен эксперт. — Китайцы достаточно далеко продвинулись в разработке и производстве различных авиакомпонентов, у них очень емкий внутренний рынок и большой инвестиционный потенциал — по всем этим направлениям кооперация с ними выгодна для России».
При этом интерес к сотрудничеству, по мнению главного редактора портала Авиа.ру Романа Гусарова, взаимный. «У России есть определенное технологическое превосходство, китайцы хотят получить наши технологии, — объясняет эксперт. — Нам же интересен огромный китайский рынок, на котором российские предприятия могут хорошо зарабатывать, поставляя совместно произведенную авиационную технику». «Инвестиции фонда будут способствовать наращиванию поставок российской гражданской авиационной продукции на рынок Китая», — подтверждает экспертное мнение в пресс-релизе РФПИ глава фонда Кирилл Дмитриев. Кроме того, созданный РФПИ фонд может стать основой для привлечения китайских инвестиций в отрасль, «за их счет будут финансироваться сложные и высокотехнологичные авиастроительные проекты, реализуемые как на российских, так и на китайских предприятиях», — отметил Роман Гусаров.
Москва и Пекин уже пытались наладить сотрудничество в области гражданского авиастроения. В далеком уже 2014 году была достигнута договоренность о создании широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера CR-929, (латинские буквы обозначают название двух стран), но проект не был реализован из-за сложностей в согласовании организационных и производственных вопросов. Сейчас Россия своими силами разрабатывает и запускает в производство 8 различных типов и классов самолетов и 9 типов авиадвигателей к ним. Максимально приблизились к серийному выпуску среднемагистральные SSJ-NEW и МС-21-300, в перспективе 2-3 лет можно ожидать новых Ил-96-300 и Ту-214, региональных ТВРС-44 «Ладога» и совсем небольшого «Байкала» (ЛМС-901). Возможно, часть средств фонда будет направлена на реанимацию проекта российско-китайского дальнемагистрального самолета CR-929. Переговоры о нем идут уже давно и достаточно трудно, «но такие масштабные проекты всегда сложно организовывать, — поясняет Роман Гусаров. — Подобные самолеты в мире могут производить только Boing и Airbus, да еще у России есть все соответствующие технологии. Самостоятельно китайцы не смогут в ближайшее десятилетие создать подобный лайнер».
Еще большее отставание китайцев в области двигателестроения. «Для создания силовой установки для того же самолета класса CR-929 им понадобится 20-30 лет и огромные инвестиции, — констатирует Роман Гусаров. — А у нас уже ведутся разработки соответствующего двигателя ПД-35».
В то же время трудная судьба CR-929 отражает непростой процесс взаимодействия с компаниями из КНР. «Китай является сложным партнером, — предупреждает Федор Борисов. — Но сотрудничество с ними, особенно учитывая ограниченные возможности привлечения иностранных инвестиций, в конечном итоге принесет пользу для отечественных авиастроителей».