Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лессоры рубят: средства за лизинг иностранных самолетов зависли на счетах в России


6 сентября 2022 года Анастасия Львова, Известия


Российские авиаперевозчики не смогли заплатить в рублях за взятые ранее в лизинг иностранные самолеты. Предоставившие суда компании из недружественных стран не согласны брать деньги со специально открытых счетов типа С, на которые компании сейчас должны перечислять эти платежи в российской валюте. Об этом сообщили несколько источников «Известий» в разных перевозчиках, а также собеседник на рынке лизинга. Авиакомпания «Ямал» предложила установить конкретный период, в который лессоры смогут забрать деньги с этих счетов, — сейчас обращаться за ними можно бессрочно, следует из письма организации в профильную ассоциацию АЭВТ. Инициатива предполагает: если средства так и останутся невостребованы в отведенное время, их автоматически вернут их перевозчикам. Многие лизингодатели уже списали стоимость флота, оставшегося в России, и зафиксировали убытки в связи с этим, отметили эксперты.

Самим нужно

Из-за отказа лизингодаталей из Ирландии принимать платежи от российских перевозчиков в рублях «Авиационная транспортная компания «Ямал» (принадлежит правительству ЯНАО) предложила скорректировать режим специальных счетов типа С. В организации считают, что стоит установить конкретный срок, в который лессоры-нерезиденты могут обратиться в российские банки за средствами с этих счетов (сейчас время не ограничено). Если же лизингодатель не заберет деньги, их стоит возвращать перевозчику, предполагает инициатива. Она изложена в письме «Ямала» в Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). «Известия» ознакомились с копией документа. Компания попросила рассмотреть предложение и направить его в ЦБ.

«Принимая во внимание отказ иностранных лизингодателей воздушных судов Республики Ирландия принимать оплату денежных средств в рублях… возможна ситуация, при которой эти средства будут бессрочно находиться на счетах типа С и не будут востребованы нерезидентами», — сказано в письме главного бухгалтера «Ямала» Линары Галиулиной президенту АЭВТ Владимиру Тасуну.

Источник в ассоциации подтвердил «Известиям» получение этого письма. По его словам, предложение направили в Минтранс, но с тех пор его активно не обсуждали. Собеседник «Известий» также предположил, что авиакомпания «Ямал» и не начисляла рубли на свой счет С. По словам другого источника, многие другие российские авиакомпании тоже еще не переводили деньги на такие счета, хотя и открыли их. До сих пор стоит вопрос в их корректном бухгалтерском отражении для налогообложения (резервы/арендная плата или иное), пояснил собеседник.

В пресс-службе Минтранса на запрос «Известий» не ответили. Получить комментарий АТК «Ямал» к моменту публикации не удалось. «Известия» также направили запрос в Банк России.

Дело в рублях

Лизингодатели других российских авиакомпаний (поммимо АТК «Ямал») также не согласились принимать оплату в рублях за поставленные в аренду перевозчикам иностранные самолеты. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников в разных перевозчиках, а также собеседник на рынке авиализинга.

— Мы общаемся со всеми ведущими западными лизингодателями, ни от кого не слышали о планах открывать рублевые счета и тем более получать платежи за воздушные суда в рублях. Во-первых, это было бы прямое нарушение европейских и американских санкций. Во-вторых, все лизингодатели разорвали контракты, у них нет теперь даже юридических оснований получать платежи за самолеты, — объяснил сотрудник в одной из авиакомпаний.

В начале весны иностранные лессоры потребовали от российских перевозчиков вернуть им до конца марта поставленные ранее в лизинг лайнеры. Глава Минтранса Виталий Савельев в тогда сообщал, что речь о более чем 500 самолетах общей остаточной стоимостью $20 млрд.

Российские власти распорядились возвращать воздушные суда только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. Но до сих пор большая часть импортных самолетов остаются в России. Пока правительство разрешило только S7 Airlines вернуть два самолета Boeing 737 MAX, но перевозчик и так давно их не эксплуатировал. После двух катастроф с участием MAX — в Индонезии в 2018 году и в Эфиопии в 2019-м — их эксплуатацию запретили во всем мире; после доработки модели ряд стран вернули MAX к полетам. Российский же регулятор так и не ресертифицировал этот самолет. Еще 14 из своих 16 грузовых Boeing 747 хотела вернуть лизингодателям грузовая авиакомпания AirBridgeCargo, сообщали СМИ в июле.

Согласно указу президента России Владимира Путина от 5 марта, авиакомпании могут расплачиваться за лизинг импортных самолетов в рублях, перечисляя платежи на счета типа С по курсу ЦБ на день платежа. Стандартно же такие платежи для нерезидентов проходили в валюте.

В июне глава Минтранса Виталий Савельев объяснял, что из-за действующих санкций пока российские авиакомпании не могут заплатить за самолеты в долларах или евро, а иностранцы — получить платежи в рублях, конвертировав их в валюту впоследствии. В июле же министр сказал: перевозчики начнут переводить платежи за самолеты ориентировочно в сентябре.

Представители авиакомпаний группы «Аэрофлот», а также S7 Airlines, Utair, Red Wings, «Уральских авиалиний», Smartavia не ответили на запрос «Известий».

Посчитать и списать

Скорее всего, пока что перевозчики перечислили на счета типа С незначительную сумму денег, так как до сентября суммы, положенные к уплате за лизинг, списывались с аккредитивов (специальных банковских счетов, наличие которых гарантирует выплаты), полагает авиаэксперт Елена Сахнова. Но иностранные лессоры и в будущем не обратятся за рублями в российские банки, считает она.

— В нынешних условиях [иностранные лизингодатели] не примут эти платежи, однако наличие этих счетов — это элегантное решение, которое позволит продолжить сотрудничество в будущем, если потребуется, — сказала Елена Сахнова.

Получение платежей от российских компаний сопряжено с рисками вторичных санкций, ущерб от которых для зарубежных лизингодателей может быть больше, чем от потери рынка РФ, считает младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.

— Часть крупных лизингодателей уже по итогам I квартала списали стоимость флота, находящегося в России, зафиксировав единовременные убытки в связи с этим. Например, ирландская Aercap признала обесценение в размере $2,7 млрд в I квартале 2022 года вследствие прекращения контрактов с российскими авиакомпаниями, американская Air Lease Corporation списала $802 млн. Проводимое техническое обслуживание самолетов по отличным от предусмотренных лизинговым договором условиям также не способствуют желанию лессоров продолжать договорные отношения с российскими клиентами, — пояснила эксперт.

Руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков подчеркнул, что механизм оплаты лизинга самолетов через счета типа С для иностранных лессоров фактически не имеет юридической силы — он релевантен в рамках российского права.

— Лизингодатель может воспользоваться денежными средствами на счетах типа С только в ограниченном порядке — например, осуществить операции с ценными бумагами российских компаний, вклады в уставный капитал отечественных кредитных организаций и так далее. Лессор не имеет возможности вывести эти средства на свои иностранные счета, — объяснил эксперт.

По его словам, договоры аренды или оперлизинга с иностранными лессорами, как правило, регулируются английским правом и предусматривают, что деньги должны перечислять на счета лизингодателя либо на счета, которые он укажет.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer