Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Турбулентность эту мы переживем


31 августа 2022 года Артем Озун, Транспорт России


Так исторически сложилось, что в трудные для нашей страны времена сфера авиационного образования становилась опорой для всей авиаотрасли. Выпускники Московского государственного технического университета гражданской авиации работают в НИИ, на заводах и многих предприятиях России, связанных с разработкой, ремонтом и эксплуатацией авиационной техники. В условиях беспрецедентных внешних вызовов необходимо готовить кадры, которые будут осуществлять важную задачу по поддержанию летной годности воздушных судов. Об этом и многом другом корреспондент «ТР» поговорил с ректором МГТУ ГА профессором Борисом Елисеевым.

Так исторически сложилось, что в трудные для нашей страны времена сфера авиационного образования становилась опорой для всей авиаотрасли. Выпускники Московского государственного технического университета гражданской авиации работают в НИИ, на заводах и многих предприятиях России, связанных с разработкой, ремонтом и эксплуатацией авиационной техники. В условиях беспрецедентных внешних вызовов необходимо готовить кадры, которые будут осуществлять важную задачу по поддержанию летной годности воздушных судов. Об этом и многом другом корреспондент «ТР» поговорил с ректором МГТУ ГА профессором Борисом Елисеевым.

– Борис Петрович, вопрос вам как авторитетному специалисту в сфере авиационного права, который к тому же имеет практический опыт работы в компании «Аэрофлот»: с какими проблемами столкнулась авиационная отрасль в результате введения против нашей страны коллективным Западом незаконных санкций?

– Очевидно, что при принятии столь волюнтаристских решений дух и буква Чикагской конвенции о международной гражданской авиации нашими «партнерами» были напрочь забыты. Например, в приложении 8 конвенции «Летная годность воздушных судов» есть пункт 4.2, в соответствии с которым договаривающиеся государства берут на себя обязательства, касающиеся поддержания летной годности воздушных судов. А он был нарушен! Не имеет права иностранный производитель воздушного судна запрещать или ограничивать доступ к информации, касающейся безопасности полетов. Это прямо зафиксировано в международном документе. Впоследствии, правда, Евросоюз начал обсуждать необходимость смягчения ограничений на поставку импортных запчастей для технического обслуживания воздушных судов в России.

Что же касается закрытия воздушного пространства и запрета на полеты, – это вопиющее нарушение ст. 5 вышеуказанной конвенции, в которой речь идет о полетах или беспосадочных транзитных перелетах через территорию государства–участника. Известно, что коммерческие воздушные перевозки регулируются межправительственными соглашениями, которые Россия, как и положено, заключила с государствами, закрывшими свое воздушное пространство для российского гражданского флота. Де–факто они были расторгнуты в одностороннем порядке. О юридических обязательствах и процедурах чиновники европейских «правовых» государств, похоже, напрочь позабыли. Минтранс России и Росавиация много делают для отстаивания законных интересов отечественных перевозчиков.

Об этом можно много говорить, но у меня, как у ректора, другие заботы. МГТУ ГА – это огромный живой социально–экономический организм, деятельность которого распространяется на шесть регионов России, а центр находится в Москве. Вуз объединяет 15 тыс. человек постоянного и переменного состава (студентов, курсантов и сотрудников вуза). В каждом филиале–колледже имеются собственные аэродромные площадки с пассажирскими самолетами, правда, не летающими, а использующимися в качестве тренажеров, и аэродромная спецтехника с различным оборудованием, учебно–авиационные центры, авиационно–технические базы, общежития, учебные корпуса, спортивные комплексы и т. д. Командно–руководящий состав вуза прилагает все усилия, чтобы университетский комплекс работал ритмично и планомерно, готовил квалифицированный кадровый состав для авиационной отрасли.

– Наверняка вуз имеет и свою долгосрочную программу развития?

– МГТУ ГА обновил Стратегию развития до 2035 года. Этот документ, утвержденный ученым советом вуза, определяет векторы развития университета в вопросах образовательной деятельности, касающихся модернизации научно–технической базы, совершенствования подготовки кадров, укрепления партнерских отношений с вузами и авиапредприятиями по всему миру. Документ берет за ориентир Концепцию подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года, разработанную Правительством РФ, а также положения Стратегии инновационного развития РФ, определяющей облик современного образования, в котором фундаментальные и прикладные науки становятся приоритетными направлениями по обеспечению государственной безопасности. Приоритетные задачи в сфере транспортного образования согласно Концепции–2035 – модернизация образовательной деятельности, приведение образовательных программ всех уровней в соответствие с актуальными и перспективными требованиями работодателей, реализация новых образовательных программ под «профессии будущего», модернизация научно–исследовательского процесса и инновационной деятельности, создание точек генерации исследований мирового уровня, развитие международного научного сотрудничества, цифровизация образования и ключевых бизнес–процессов транспортных университетов и многое другое.

– Что нового предложил университет для абитуриентов в приемную кампанию 2022 года?

– В рамках обновления Стратегии развития до 2035 года все образовательные программы, реализуемые в университете, актуализированы с учетом требований работодателей. Приемная кампания МГТУ ГА в 2022 году открыла уникальные возможности для абитуриентов поступить на профиль «Эксплуатация беспилотных авиационных систем» (он открылся в России впервые), а также на новые для вуза профили: «Надзор и контроль техносферной безопасности на воздушном транспорте» (направления подготовки «Техносферная безопасность» и «Интеллектуальные системы обработки и анализа данных»), «Информатика и вычислительная техника». Итого – четыре новых, ранее никогда не реализовывавшихся образовательных программ бакалавриата.

В связи с растущей нехваткой в авиационной отрасли квалифицированных управленцев, имеющих узкоспециализированное образование в области авиационного менеджмента, с 1 сентября 2022 года в МГТУ ГА возобновляется подготовка специалистов по профилю «Менеджмент на воздушном транспорте». Увеличено количество бюджетных мест для обучающихся по программам среднего профессионального образования. И, что самое главное, почти на 100% увеличено количество мест для поступающих в магистратуру. Всего на бюджетные места примем 1120 студентов и 1420 курсантов. Плюс есть 30 мест для аспирантов.

В правила приема были внесены изменения и дополнения, касающиеся приема граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, а также для детей участников спецоперации на Украине.

– Говорят, что цыплят по осени считают. Что вы можете рассказать о первых результатах приемной компании?

– МГТУ ГА завершил набор абитуриентов, подавших документы на обучение по очной форме обучения по программам бакалавриата и специалитета за счет средств федерального бюджета. На основном этапе, с учетом Иркутского и Ростовского филиалов, зачислены 792 человека, что на 20% больше, чем в 2021 году.

Традиционно наибольшее количество поступающих выбрали направление подготовки «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (профиль «Организация технического обслуживания и ремонта воздушных судов») с проходным баллом ЕГЭ 293. Все больше молодых людей хотят учиться и развиваться в сфере информационных технологий. Об этом говорят высокий спрос на IT–специальности среди абитуриентов и увеличение среднего балла ЕГЭ по направлениям цифровых технологий программы бакалавриата «Информатика и вычислительная техника» (профиль «Интеллектуальные системы обработки и анализа данных»). Востребованной оказалась и новая образовательная программа бакалавриата направления подготовки «Аэронавигация» (профиль «Эксплуатация беспилотных авиационных систем»).

Летняя приемная кампания показала значительный рост заявлений от абитуриентов по сравнению с приемными кампаниями прошлого и позапрошлого годов, что указывает на возросший интерес к получению качественного и востребованного образования. Количество поданных заявлений составило 21 525. Было сформировано 4431 личное дело. Основная часть заявлений была подана посредством суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». Конкурс по поданным заявлениям составил 4,9 человека на место. Приемная кампания еще продолжается.

– Борис Петрович, наращивает ли вуз контакты с работодателями?

– В условиях быстро меняющейся ситуации в авиационной отрасли образовательная сфера своевременно реагирует на актуальные запросы рынка кадров, корректируя и открывая новые программы и профили подготовки.

На днях в МГТУ ГА состоялся очередной День карьеры. Более 500 студентов всех курсов воспользовались уникальной возможностью пообщаться с потенциальными работодателями, заполнив анкеты на рассмотрение возможности стажировки, а также дополнительного обучения на авиапредприятиях с дальнейшим трудоустройством.

Предложить рабочие места приехали представители 10 компаний, включая ведущие авиакомпании «Россия» и «Азимут», авиапредприятие «Национальный центр вертолетостроения Миль и Камов», компанию по наземному обслуживанию UTG, а также партнера МГТУ ГА –

ГосНИИ гражданской авиации. По многолетней традиции в числе представителей работодателей присутствовали и выпускники МГТУ ГА прошлых лет. Особое внимание привлекли представители аэродрома Чкаловский, представляющие военно–космические войска. Они рассказали будущим выпускникам о возможностях прохождения контрактной и срочной службы в качестве инженеров по наземному обслуживанию авиационной техники.

Ежегодно День карьеры помогает многим старшекурсникам МГТУ ГА определиться с работодателем. В комплексе с высоким уровнем обучения, актуализации направлений подготовки профориентационные мероприятия позволили добиться очень высокого уровня трудоустройства.

МГТУ ГА давно стал одним из передовых образовательных и научных центров столицы. Особое место в нашей работе занимают молодежная политика, патриотическое воспитание. Здесь мы очень тесно взаимодействуем со школами.

На днях состоялся День инженерного класса, в рамках которого ведущий университет гражданской авиации России посетили порядка 200 школьников из пяти школ Москвы, обучающихся в рамках общегородского проекта «Инженерный класс в московской школе».

– Расскажите, пожалуйста, о результатах традиционного летнего выпуска в МГТУ ГА. Наверное, вы ведете статистику того, как складывается дальнейшая судьба выпускников вуза?

– Летний выпуск инженеров и специалистов в МГТУ ГА состоялся 1 июля 2022 года. Всего в головном вузе и шести филиалах были вручены дипломы 1584 студентам и курсантам, 165 из которых получили дипломы с отличием. Среди выпускников 33 гражданина иностранных государств: Азербайджана, Анголы, Белоруссии, Ирана, Казахстана, Молдавии, Монголии, Сомали, Туркменистана, Узбекистана и Украины.

Выпускников поздравил почетный гость, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта, выпускник МИИГА – МГТУ ГА Александр Нерадько. Он пожелал молодым людям найти свое место в гражданской авиации России, приносить пользу своей стране. Особые поздравления Александра Нерадько были адресованы 15–летней студентке Анниссе Салиевой, поступившей в МГТУ ГА в 11 лет и успешно освоившей программу бакалавриата по направлению подготовки «Прикладная математика». В августе девушке исполнится 16 лет, и юная выпускница сможет либо приступить к профессиональной деятельности, либо продолжить обучение в магистратуре ставшего родным университета.

Всего в этом году, в зимний и летний выпуски, в МГТУ ГА завершили учебу 2205 человек по программам высшего и среднего профессионального образования.

По статистике, вуз у нас «мужской», и 70% выпускников призываются на срочную службу в Вооруженные силы РФ, после демобилизации 55% работают в гражданской авиации, а 5% сразу заключают контракт с силовыми и правоохранительными ведомствами на длительный срок (там тоже есть авиационные подразделения), 18% продолжают учебу. Выпускники–бакалавры продолжают обучение в магистратуре. Курсанты, получающие дипломы о среднем профессиональном образовании, поступают к нам в университет. Остальные трудоустраиваются. Вообще, наши студенты начинают подрабатывать уже на третьем курсе. Работы хватает на всех – порядка 20% устраиваются в смежные с гражданской авиацией отрасли.

– Президент РФ Владимир Путин своим указом от 25 апреля 2022 года объявил в Российской Федерации Десятилетие науки и технологий. У вас тоже, наверное, имеются определенные планы?

– На ближайшее пятилетие университетом и его филиалом в Иркутске запланировано выполнение до 50 научных и опытно–конструкторских работ как в инициативном порядке, так и в рамках государственной программы «Научно–технологическое развитие России» с финансированием в 2023, 2024, 2025 годах 19 работ на актуальные для гражданской авиации темы.

Спектр исследований охватывает такие важные вопросы эксплуатации воздушных судов, как обеспечение безопасности полетов, кибербезопасности, техногенной безопасности, эффективного использования современных тренажерных комплексов, создание интеллектуальных систем электроснабжения воздушных судов, в том числе электрического самолета, разработка программ технического обслуживания, а также такие важные задачи, как развитие системы воздушного транспорта в Арктической зоне России. 16 тем научных исследований из перечисленных проблемных направлений уже получили положительные заключения Российской академии наук. В ходе рассмотрения эксперты РАН отметили актуальность и научную новизну представленных тем исследований, а также сочли целесообразным финансирование данных научных проектов за счет средств федерального бюджета. Все работы направлены на обеспечение импортозамещения авиационной техники, неоднократно рассматривались на российских и международных конференциях.

– Борис Петрович, как вы относитесь к переосмыслению Болонского процесса, к тому, например, что инженеры должны готовиться в рамках специалитета?

– Эта тема сейчас на слуху! Напомню, что после принятия в октябре 2007 года закона о введении в России двухуровневой системы образования четырехлетняя система бакалавриата и двухлетняя программа магистратуры в нашей стране начали действовать спустя два года. Пришлось проделать огромную работу по корректировке образовательных программ и учебных планов.

Я хорошо помню, как проходило активное внедрение четырехгодичного бакалавриата, поскольку с ноября 2007 года работаю ректором. Ученый совет университета тогда настоял на сроке 4,5 года обучения в бакалавриате и 1,5 года – в магистратуре. В Росавиации и Минтрансе нас поддержали, и чиновники из Минобрнауки были вынуждены согласиться. Это единственное, что мы тогда смогли сделать. Последний выпуск состоялся в 2022 году.

Сейчас введен стандартный четырехгодичный бакалавриат, для чего потребовалось время. В одночасье невозможно изменить программы подготовки и учебные планы. Болонская система не прижилась, но вузы к ней адаптировались, и отдельные весьма успешно.

Если не по содержанию, а по форме... я никогда не являлся сторонником Болонской системы. Вижу только одну серьезную проблему, связанную с академической мобильностью для студентов из тех стран, которые от Болонской системы не торопятся отказываться. Это прежде всего Китай и страны Содружества, частично Латинская Америка и Ближний Восток. К слову, часть наших выпускников из числа иностранных граждан еще в процессе обучения получили российское гражданство и успешно работают в сфере гражданской авиации здесь. Какая–то часть из них вернулась на родину, навсегда сохранив в душе любовь к России.

– Есть еще одна интересная инициатива по изменению формы и содержания учебного процесса. Правильно ли я понимаю, что обучение в МГТУ ГА теперь будет длиться шесть лет, включая три двухгодичных цикла?

– Сейчас в Минобрнауки России обсуждается следующая инициатива: с 1 сентября 2023 года предлагается начать процесс переформатирования программ подготовки. Два года – общий бакалавриат, два года – углубленный, два года – магистратура. Как это использовать для подготовки технических специалистов, для нужд гражданской авиации? Вопросов больше, чем ответов. Судите сами: одно дело в рамках группы специальностей направления «Аэронавигация» обучить будущего специалиста по обслуживанию авиационных двигателей, а совсем другое – будущего авиационного диспетчера. Первые два года, то есть общего бакалавриата, программы обучения могут совпадать у того и другого лишь наполовину. Как при этом будут учитываться профессиональные стандарты? А они первичны по отношению к образовательным стандартам. Экспериментально быстрый директивный переход внедрения такой системы не может кардинально улучшить подготовку специалистов. Другое дело – юристы или экономисты, где такая система может быть востребована.

Эти вопросы активно обсуждались на парламентских слушаниях по вопросам развития системы высшего образования в России, состоявшихся по инициативе Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, в котором я тоже принимал участие. Вел заседание председатель Государственной думы Вячеслав Володин. В ходе слушаний с докладами выступили министр науки и высшего образования Валерий Фальков, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, а также ряд представителей сферы образования, в том числе президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий. Был обсужден целый ряд острых вопросов, связанных с Болонской системой образования в существующем виде и созданием новой, гибридной системы образования, более соответствующей реалиям и потенциалу нашей страны. В обсуждении принимали участие не только маститые ученые, но и студенты, аспиранты.

Ряд аспектов еще нуждается в проработке, однако совместными усилиями уже намечен новый вектор развития образования, который выведет Россию на новый, высокий уровень в этой стратегической сфере. В любом случае нельзя впадать в крайности. Есть разные отрасли, в том числе транспорта, и разные направления подготовки. Надо более свободно варьировать бакалавриатом, специалитетом и магистратурой. У вуза должно быть больше возможностей для выбора формата подготовки. Давайте дождемся соответствующего законопроекта, а потом поговорим на эту тему подробнее. Обязательно подготовим свои предложения и примем участие в обсуждении. Скажу одно: в транспортные вузы надо вернуть специалитет!




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer