Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Невиданный "Беркут": к 25-летию первого полета Су-47


28 сентября 2022 года Ростех


Истребитель Су-47, впервые поднятый в воздух 25 сентября 1997 года летчиком-испытателем ОКБ Сухого Игорем Вотинцевым, считается одним из самых необычных самолетов. В первую очередь, благодаря своей главной особенности – крылу обратной стреловидности. Не такими приметными внешне, но не менее передовыми технологиями в Су-47 стали цифровая система управления и композитные материалы. Полет Су-47 не пошел в серию, машина выпущена в единственным экземпляре. Однако технологии, примененные на «Беркуте», легли в основу новейших российских самолетов – истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

История создания

В конце 1970-х годов советские конструкторы начали работы над созданием истребителя следующего поколения. Ведущие конструкторские бюро задумались над концепцией новой машины, предлагали свои варианты внешнего вида и определяли основные характеристики. По мнению военных, новый многофункциональный истребитель должен был развивать сверхзвуковую скорость на крейсерских режимах полета, вести всеракурсный обстрел воздушных целей в ближнем бою, а также обладать малозаметностью для радаров. Помимо всего этого, одним из главных требований являлась сверхманевренность. Именно эта черта определила футуристичный вид новой машины. Сделать истребитель более маневренным должно было необычное конструкторское решение – крыло обратной стреловидности (КОС).

Работы по данной теме начались в ОКБ Сухого в 1983 году под условным шифром С-22. К тому времени уже были, в основном, завершены работы по испытаниям и внедрению в серию базового истребителя Су-27. В этой ситуации по инициативе М.П. Симонова ОКБ Сухого получило от Министерства авиационной промышленности СССР задание по созданию экспериментального самолета с крылом обратной стреловидности (КОС). Впоследствии, после распада СССР и последующего кризиса в авиапроме, финансирование проекта прекратилось, и работы продолжались по инициативе ОКБ Сухого. Решено было остановиться на постройке одного прототипа, который получил обозначение «С-37». ОКБ Сухого удалось не только построить новую машину, но и осуществить программу ее летных испытаний.

Самолет впервые поднялся в небо 25 сентября 1997 года. Широкой публике новинка была представлена на авиасалоне МАКС в 1999 году под именем С-37. Название Су-47 и прозвище «Беркут» истребитель получил в 2001 году – за свою способность быстро менять направление движения или угол атаки.

Самолет крыльями вперед

Су-47 отличался от своих современников более продвинутыми характеристиками и практически приближался к пятому поколению. Но главная особенность этого самолета – крыло обратной стреловидности (КОС). Если большинство рассматривает КОС просто как стильную деталь, которая, безусловно, придает самолету необычный вид, то у специалистов обоснования более аргументированные.

Экспериментировать с таким крылом авиаконструкторы начали давно. Еще в 1944 году впервые взлетел немецкий бомбардировщик Ju-287. Впрочем, до серии он так и не «долетел». Сразу же после войны исследовать КОС начали и у нас в стране. Например, в 1947 году был создан планер с КОС и пороховым ускорителем, который достигал скорости 1150 км/час. Подобные эксперименты проводились как отечественными, так и зарубежными конструкторами. Чем же их так привлекали модели «с крыльями вперед»? Не вдаваясь в технические подробности, можно отметить следующие достоинства: меньшее сопротивление воздуху, хорошее «поведение» на больших углах атаки, отклоненная «внутрь» передняя кромка для лучшей малозаметности. Из этих особенностей вытекает и сверхманевренность, даже без применения двигателей с управляемым вектором тяги.

Достоинства крыла обратной стреловидности плавно перетекают в его главный недостаток, а вернее в техническую сложность при конструировании. При увеличении скорости растет нагрузка на крыло, и оно изгибается. Справиться с таким «саморазрушением» крыла пытались, увеличивая жесткость, что приводило к утяжелению конструкции. Здесь на помощь пришли композиты – крыло Су-47 наполовину состоит из них. Новая технология стыковки длинных композитных панелей позволила повысить жесткость конструкции без значительного увеличения ее веса. Планер Су-47 в общей сложности на 13% состоит из композитов, что позволило снизить общий вес самолета, а также его радиолокационную заметность.

Таким образом, Су-47 «Беркут» стал первым отечественным прототипом боевого самолета, получившим «черное крыло». В его основу был положен опыт, полученный при создании композитных изделий для «Бурана» в Обнинском НПП «Технология». Работа над крылом для «Беркута» позволила впоследствии применить композиты из Обнинска при создании истребителя пятого поколения Су-57 и авиалайнера МС-21.

Несмотря на то, что «Беркут» не пошел в серию, проект этот можно по праву назвать удачным. Испытания Су-47 позволили конструкторам ОКБ им. Сухого отработать ряд технологий, которые впоследствии появились в истребителе пятого поколения Су-57.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer