Претензии к российским властям у ICAO появились летом. Дело в том, что сотни отечественных самолетов изначально значились в реестрах иностранных государств. Например, 745 — на Бермудских островах. Однако после введения санкций Россия экстренно перевела все воздушные суда в свои списки, и в итоге они оказались зарегистрированы в двух юрисдикциях одновременно. А это серьезно снижает безопасность полетов.
Исправить положение и снять сомнения ICAO может аннуляция регистраций в одной из стран. Для этого Россия уже подала жалобу на Бермудские острова, и шансы на успех есть, рассуждает юрист коллегии адвокатов Delcredere Артем Касумян:
«Вопрос данной регистрации конвенционный — спор разрешит совет ICAO. Если он установит, что Бермудские острова нарушили одну из норм конвенции организации, то, возможно, это признают нарушением, и Бермуды понесут ответственность по международному праву. Если процедура в совете не удовлетворяет одно из государств, то есть возможность решить спор либо в судебном, либо в арбитражном порядке в качестве апелляции».
В статусе «государства с существенными проблемами безопасности» Россия находится не одна. В 2018 году «красный флажок» получило южноазиатское королевство Бутан из-за проблем с контролем аэронавигационных услуг. За четыре года страна так и не смогла заново пройти аудит и избавиться от опасений ICAO. Тяжело вернуть свой прежний статус будет и России, даже если она решит проблему с двойными регистрациями, полагает обозреватель портала Aviation Explorer Владимир Карнозов:
«Большинство магистральных самолетов, которые используют российские компании, иностранного производства.
Это в основном Boeing, Airbus, также у нас довольно много судов канадской Bombardier и франко-итальянской ATR. Сейчас производители отказались от их обслуживания, поддержки. Конечно, их безопасность невозможно обеспечить на том уровне, на котором это делал производитель и сборщик».
Вероятно, на внутренние полеты лайнеров «красный флажок» не повлияет, полагают собеседники “Ъ FM”. Однако для международного авиасообщения вердикт ICAO рискует стать препятствием — на его основании страны могут сократить прием российских судов на своей территории или вовсе прекратить его. Однако Владимир Карнозов из Aviation Explorer сомневается, что в нынешней ситуации Россия столкнется с новой волной закрытого неба:
«По большому счету это рекомендации, а не указания, что вы должны делать так, этих принимать, а этих нет. Например, возьмем Иран. Разве он будет смотреть на "красные флажки"? Да республика сама в этих "красных флажках". Турция принимает много туристов из Российской Федерации, и она, конечно, будет в первую очередь думать о своих национальных интересах. Полетов в Европу сейчас и так нет, то есть как это изменит отношение европейских государств к нам? Да уже никак — все, что могли, уже закрыли».
Напротив, есть предположение, что в ближайшее время Россия может расширить авиасообщение с другими странами. По крайней мере, издание The Times of Israel сообщает, что об увеличении числа рейсов из РФ в Израиль задумался премьер-министр Яир Лапид. Правда, и причина у такой возможной меры соответствующая: помочь проживающим в России евреям выехать из страны на фоне объявленной частичной мобилизации.