Вопреки внешним обстоятельствам, самолеты российских перевозчиков продолжают безопасно подниматься в небо. Безопасность полетов и поддержание летной годности самолетов остаются неизменным приоритетом авиакомпаний, несмотря на значительные сложности, которые испытывает авиация. Практически все европейские страны, а также США закрыты для российских самолетов. Росавиация регулярно продлевает запрет на полеты в 11 аэропортов южных регионов страны. Однако сотни самолетов российских авиакомпаний по-прежнему обеспечивают транспортную доступность для десятков миллионов пассажиров. Вместе с экспертами разбираемся в том, каким образом обеспечивается безопасность полетов в текущих условиях.
Нюансы сертификации
Запрет на продажу в Россию самолетов и запасных частей к ним, а также на техобслуживание и страхование воздушных судов, наложенный Евросоюзом в конце февраля, стал беспрецедентным для российской авиации.
Следующим вызовом для отрасли была приостановка действия сертификатов летной годности со стороны Управления гражданской авиации Бермудских островов (BCAA). Санкции подразумевали, что значительная часть самолетов российских авиакомпаний должна прекратить полеты и вернуться к лизингодателям. Для получения новых действующих сертификатов летной годности авиакомпании перевели самолеты в российский реестр. Кстати, по историческим данным planespotters.net, не менее 15% лайнеров в отечественных авиакомпаниях и раньше были зарегистрированы в российском реестре, летая под надзором и сертификацией Росавиации.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров объясняет: «Россия является членом Международной организации гражданской авиации (ICAO) — структуры при ООН. Стандарты Росавиации соответствуют мировым. И за безопасность мы отвечаем перед ICAO, а не перед отдельными странами. Сравним ситуацию с нашими самолетами с перерегистрацией автомобиля. Вы сняли его с учета в одном ГАИ и поставили на учет в ГАИ в другом городе. Вам выдали новый ПТС. Что изменилось? Самолеты те же самые, пилоты тоже. Только контролирует их теперь не бермудская администрация, а российская. И с точки зрения квалификации специалистов уровень контроля, а значит, и безопасности, не только не понизился, но даже повысился».
Техподдержка: изменения без изменений
Седьмой пакет санкций, утвержденный Советом ЕС в конце июля, расширил список запретов в отношении России и одновременно смягчил некоторые ограничения. «Оттепель» затронула авиаотрасль. «Взаимодействие с Россией по авиационным товарам и услугам будет разрешено в той мере, в которой это требуется для выполнения стандартов безопасности», — говорится в сообщении Совета ЕС.
Пока власти ЕС не выпустили детальных пояснений, какие именно товары и услуги снова станут доступны перевозчикам, все равно необходимо сформировать новые цепочки поставок запчастей и расходных материалов для обслуживания воздушных судов. «В значительной мере эта проблема уже решена», — отмечает Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт». Как получить необходимое? Развивать альтернативное международное сотрудничество и одновременно налаживать в России диагностику и ремонт сложных блоков и агрегатов. «Отмечу, что ремонт, например, планера и ряда агрегатов нами уже освоен», — говорит главред «Авиапорт».
Российские авиакомпании обладают всеми необходимыми техническими компетенциями, подтверждает Роман Гусаров: «У крупных авиакомпаний, включая S7 Airlines, есть техцентры, сертифицированные как Россией, так и Европой, Америкой. Отзыв сертификатов коснулся не только самолетов, но и этих центров. Такое произошло впервые в истории: забрать сертификат не из-за выявленных нарушений. Но зато есть российский сертификат, который признается ICAO. Наши документы правомочны и имеют такую же юридическую силу. Совершенно равновесные бумаги».
В холдинг S7 Group входит крупнейший оператор по обслуживанию и ремонту воздушных судов в России и Восточной Европе — S7 Technics со штатом свыше 2000 человек.
Специалисты компании способны выполнять все формы техобслуживания самолетов Airbus А320 Family, Boeing 737 и 757, Embraer Е170, Sukhoi SSJ-100, от осмотра между рейсами до D-check — процедуры, при которой проверяются все узлы и детали самолета. Недавно компания открыла свой цех по капитальному ремонту авиационных двигателей и вспомогательных силовых установок.
«Техцентры авиакомпаний продолжают работать в строгом соответствии с регламентами, устанавливая только сертифицированные запчасти, — рассказывает Роман Гусаров. — Иначе приедет с проверкой комиссия ICAO, и будет скандал на весь мир, если хоть один винтик контрафактный найдут. А ответственность для руководителей — не штраф, а уголовное дело».
Переход к работе под российским сертификатом вместо европейского и бермудского абсолютно никак не повлиял на фактические требования к поддержанию летной годности и техническому обслуживанию самолетов, подтверждают в S7 Technics. Все процедуры и внутренние стандарты остаются прежними.
В августе некоторые российские авиаперевозчики обратились с просьбой в Минтранс: для поддержания летной годности парка узаконить перестановку компонентов с одних самолетов на другие. На данный момент российское законодательство никак не регламентирует этот вопрос, в то время как в других странах мира эта практика является стандартной. Законы Бермуд, Ирландии (бывшие страны регистрации самолетов), нормы европейских и американских авиационных властей содержат четкие указания, как снимать, устанавливать и тестировать заимствованные запчасти.
«В парке S7 Airlines нет самолетов-доноров, — отмечают в авиакомпании. — Флот состоит из 99 пассажирских самолетов. Все они либо выполняют полетную программу, либо проходят различные формы планового техобслуживания».
Пилоты и бортпроводники: работа и тренировочный процесс
Неисправный самолет никогда не поднимется в небо. А уже в полете ключевым гарантом безопасности пассажиров всегда был и остается экипаж. Санкции не могут ограничить их профессионализм: пилоты и бортпроводники продолжают регулярно оттачивать и подтверждать свои навыки.
Любой новичок с лицензией пилота (то есть только что окончивший авиационный вуз или училище, прошедший врачебно-летную экспертную комиссию и сдавший экзамен в Росавиации) в авиакомпании переучивается на конкретный тип воздушного судна. Теория представляет собой 200-страничную инструкцию, где расписаны «от и до» все процедуры управления этим типом самолета. За теорией следует практика на тренажере и тренировочные полеты. В конце обучения пилота ждут экзамены, и пока он не продемонстрирует безупречное знание теории и владение всеми нюансами управления лайнером, до полетов его никто не допустит.
«Каждый пилот S7 Airlines дважды в год сдает теоретические экзамены по профильным дисциплинам и проходит тренажерные сессии на профессиональных авиатренажерах, — рассказывает Александр Горбачев, летный директор Airbus A320 и Embraer E170 S7 Airlines. — Они способны смоделировать любую ситуацию и с точностью до 99,9% имитируют управление воздушным судном. В S7 Training есть тренажеры семейства Airbus A320, Boeing 737 и Embraer E170 — всех типов, на которых мы летаем. Раз в год проходит обязательная проверка в реальных условиях — на рейсе присутствует инструктор. Кроме того, каждому из нас такая проверка, как и дополнительные теоретические занятия, могут быть назначены в любой момент в индивидуальном порядке. Летчик может и самостоятельно запросить дополнительный инструктаж».
Инструктор — это опытный командир воздушного судна, чья кандидатура утверждается Росавиацией.
Он регулярно выполняет контрольные полеты с летчиками, оценивая общий уровень подготовки, и готовит методические материалы на наиболее важные темы летной деятельности, которые впоследствии разбираются вместе с пилотами.
Пилотирование самолета, действительно, связано с регулярным укреплением знаний и навыков. Взять хотя бы использование нового софта: с введением санкций авиаперевозчики стали переходить с иностранного программного обеспечения по расчету параметров полета на российское. «Вместо продуктов SITA в S7 Airlines сейчас используется «Аэролоция» — в версии, усовершенствованной внутренней командой разработчиков S7. Во время перехода все наши пилоты прошли дополнительные занятия по расчетам и работе с этой программой», — говорит Александр Горбачев.
Обучению бортпроводников уделяется не меньше внимания, чем подготовке летчиков. Они должны быть готовы к любой нештатной ситуации на борту: уметь проводить эвакуацию на сушу и при посадке на воду, тушить возгорание, оказывать первую помощь и даже принимать роды. «Мы тренируемся действовать быстро и слаженно в любой стрессовой ситуации и каждые год-полтора проходим курсы повышения квалификации, включая тренировки по аварийно-спасательной подготовке», — рассказывает Ксения Ларионова, старший бортпроводник-инструктор S7 Airlines.
Адаптация маршрутной сети
Несмотря на ограничения международных перелетов и закрытые аэропорты юга, летний сезон 2022 года традиционно высокий. Об этом говорит зафиксированный в июле рост внутреннего пассажиропотока крупнейших российских компаний.
«Ключевые внутренние направления — это Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Сочи, а также Алтай и Камчатка, то есть регионы с развитой туристической инфраструктурой, — отмечает Федор Борисов, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. — Сейчас еще нет статистических данных по этим направлениям, но мы видим, что рейсов на Санкт-Петербург предлагается много, а самолеты летают полными».
В условиях ограничения международных полетов авиакомпании адаптируют свои маршрутные сети и развивают внутренние направления. В S7 Airlines продолжают наблюдать спрос на прямые перелеты внутри страны: авиакомпания вдвое увеличила частоту полетов из Новосибирска, а из Хабаровска и Иркутска запустила по пять новых маршрутов. Запуску новых рейсов, безусловно, способствуют различные программы государственной поддержки.
В марте Владимир Путин поручил правительству выделить авиакомпаниям 100 млрд рублей субсидий. Эти средства должны компенсировать часть стоимости авиабилетов на внутренних рейсах. Субсидирование помогло стимулировать пассажиропоток, убежден Федор Борисов: «Их влияние на развитие авиасообщения трудно переоценить. Мы это видим в сравнении с местными авиалиниями, которые не попадают под действие программ и развиваются куда медленнее».
По предварительным оценкам, за семь месяцев текущего года пассажиропоток российских авиакомпаний суммарно составил свыше 51,5 млн человек, из которых 11 млн — в июле. Две крупнейшие российские авиакомпании — S7 Airlines и «Аэрофлот» — зафиксировали исторический максимум по внутрироссийским перевозкам. S7 Airlines в июле перевезла 1,65 млн человек по России, достигнув показателя прошлого года. Пассажиропоток «Аэрофлота» внутри страны по сравнению с 2021 годом вырос на 32%.
Активно летая, сохраняя высокие стандарты технического обслуживания и приумножая опыт обеспечения безопасности на земле и в небе, российские авиакомпании могут обеспечивать бесперебойное авиационное сообщение внутри страны. Ситуация с полетами за рубеж будет зависеть от темпов перехода на отечественные машины, изменений во внешних ограничениях и дальнейших взаимоотношений перевозчиков с лизингодателями.