Для российской авиаотрасли международные санкции обернулись массовыми арестами самолетов, принадлежащих иностранным лизинговым компаниям, но эксплуатируемых нашими авиакомпаниями. По требованию Брюсселя лизинговые компании разорвали договоры и потребовали возврата воздушных судов.
Правительство РФ 29 августа разрешило авиакомпании S7 вернуть иностранной лизинговой компании два Boeing 737 MAX, при этом за рубежом остаются десятки самолетов российских авиакомпаний, арестованных из-за различных санкций. По оценке Минтранса РФ, на начало июля таковых было 78 единиц.
«Мы боремся за каждый самолет. Один уже удалось вернуть, на сегодня осталось 77», — заявил в ходе итоговой коллегии министр транспорта Виталий Савельев. В основном воздушные суда «приземлили» на территории европейских стран, но аресты случались и в таких дружественных странах, как Турция, Азербайджан и Армения.
Совокупный парк крылатых машин российских авиакомпаний составляет 1367 единиц различных классов, зарубежные аресты привели к потере 5,6% общего парка. ЕС еще 27 февраля закрыл воздушное пространство для российских перевозчиков. В свою очередь, Росавиация рекомендовала авиакомпаниям, самолеты которых находятся в иностранных реестрах, приостановить рейсы за рубеж с 6 марта.
Какая судьба у арестованных самолетов, объясняет главный редактор портала Авиа.ру Роман Гусаров: «Нельзя говорить именно об аресте. Они задержаны, и причины разные. Несколько воздушных судов уже вернулись. У машин, находящихся на территории ЕС, как правило, смена собственников не происходила, они не могут вернуться из-за режима “закрытое небо”, введенного в рамках европейских санкций. Часть самолетов действительно отданы лизинговым компаниям и в Россию уже не вернутся.
Но с точки зрения бизнеса авиакомпаниям такая ситуация даже в чем-то выгодна, так как объемы воздушных перевозок существенно упали, и столько машин просто не нужно. Примерно 18% имеющегося парка самолетов не используются. В “допандемийное” время пассажиропоток отрасли составлял 126 млн человек в год, из них 40% обеспечивали международные перевозки. Сейчас, если будет достигнута планка в 100 млн, то это будет большой успех. Поэтому парк самолетов российских авиакомпаний если и не избыточный, то уж точно не дефицитный. В такой ситуации задержание за рубежом воздушных судов некритично, даже в некоторой степени выгодно, ведь авиакомпании перестают платить лизинговые платежи за них.
Показателен пример авиакомпании S7 — она с разрешения властей вернула два современных Boeing 737 MAX. У этих самолетов был приостановлен сертификат летной годности после двух подряд авиакатастроф (в Индонезии в 2018 году и в Эфиопии в 2019 году — прим. редакции). Позже в мире полеты этих машин возобновились, но в России они так и не прошли сертификацию, перспектив на эксплуатацию в нашем небе у них не было. Но лизинговые платежи никто не отменял, авиакомпания несла эти расходы. И в S7 разумно решили избавиться от бесполезного актива».
Парадокс, но ситуативно российским авиакомпаниям в некоторой степени выгодны аресты самолетов, находящихся у них в лизинге. На фоне падающего пассажиропотока им уже не нужно столько самолетов, и они не прочь избавиться от расходов на дорогостоящее содержание крылатых машин и лизинговых платежей за них.