Жизненно важное решение
Средства получит госкорпорация по организации воздушного движения. Более 1 млн полетов будут обеспечены аэронавигационным обслуживанием; также деньги направят на производство самолетов МС-21. Если денег не хватит, отрасль поддержат дополнительно, подчеркнули в правительстве.
Финансирование авиаотрасли для повышения безопасности полетов — скорее вынужденная необходимость, чем развивающая мера, полагает управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.
— Законодательство в области авиаотрасли, особенно в сфере безопасности, до сих пор остается несовершенным, не установлены правила отдельных видов работ. Например, участились случаи порчи самолетами линий ЛЭП, с соответствующими потерями в энергосетях и проблемами обеспеченности электроэнергией района аварии. Маркировка проводной энергоинфраструры могла бы помочь, но вопроса нет даже на повестке дня, — поясняет она.
По оценке аналитика, если раньше за эксплуатацией следили компании, в собственности которых по договору лизинга находились авиационные суда, то теперь контроль за состоянием безопасности ухудшился.
— Время работает против нас. Чем дальше, тем выше вероятность поломки, и в отсутствие официального присутствия производителя или лизингодателя техническое обслуживание затруднено. Вырастет нагрузка на самолеты, что только приблизит срок вероятной поломки, — продолжает собеседница издания.
По ее мнению, выделенных до конца года 15 млрд рублей может не хватить на полноценное обслуживание.
— Ежегодно в России совершается до 1 млн рейсов. На обслуживание нужного количества самолетов может потребоваться больше заявленного правительством, тем более что часть средств планируется потратить на рост производства отечественных бортов, — заключает Екатерина Косарева.
Многосторонняя поддержка
В первую очередь это решение скажется на самой организации воздушных перевозок, сделает их безопаснее, полагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
— Модернизация системы организации воздушного движения может сказаться на организации полетов, увеличит число зон для них, ускорит перелеты по ним. Эта инициатива важна с точки зрения дальнейшей либерализации авиационной отрасли, увеличения количества частных летательных аппаратов в стране. Кроме того, это позволит поддержать производителей различных товаров и услуг, которые работают в разных отраслях, — например, аэронавигационного оборудования. Может п влиять это и на экологию за счет сокращения времени нахождения лайнеров в воздухе, а значит, выбросы от них уменьшатся, снизится шум, что скажется на здоровье граждан, — добавляет специалист.
Он не исключает, что такая поддержка может положительно сказаться на строительстве аэропортов в стране и соответствующей инфраструктуры, а также на развитии перелетов внутри страны и в другие государства, сократит время полетов.
— Для экономики это решение означает, что заказы на различные товары и услуги получат отечественные компании, что поддержит их в непростой ситуации, — продолжает он. — Будет обеспечена занятость в них, бюджет получит налоговые поступления.
Дополнительная поддержка воздушных перевозок со стороны государства, отмечает Дмитрий Баранов, может заключаться в предоставлении различных льгот, государственных гарантий, взятии на себя расходов по наиболее значимым проектам.
Точечная помощь
Вливать деньги в авиаперевозки — целесообразно именно сейчас, комментирует руководитель направления «Промышленность» Института технологий нефти и газа Ольга Орлова.
— Отрасль воздушных перевозок — и пассажирских, и грузовых — изрядно пострадала и не успела восстановиться от последствий коронакризиса 2020–2021 годов. Весной 2022 года, с уходом авиаперевозчиков и расторжения договоров лизинга, обозначились новые проблемы, — говорит она. — Сроки доставки грузов вместо дней растянулись на недели: авиадоставку заменили на наземный транспорт, более медленный и дорогой. Также это лето отмечено высокой нагрузкой на железнодорожный транспорт в южных направлениях: большинство авиарейсов отменено.
По мнению эксперта, без господдержки авиаперевозок нарушится вся логистика, а проблемы отрасли только усугубятся, вплоть до банкротства крупных работодателей — авиаперевозчиков.
— Таким образом, есть неплохие шансы, что отрасль более-менее комфортно переждет кризисное время — вопреки ожиданиям стран Запада, которые ввели санкции в том числе в отношении авиаперевозок, чтобы разрушить эту отрасль. Это пример точечной работы правительства по борьбе с последствиями санкций, — резюмирует Ольга Орлова.
Воздушная компенсация
Данные средства, вероятно, должны компенсировать потери, связанные со взаимным закрытием воздушного пространства России со странами Европы и рядом стран Азии, примкнувших к антироссийским санкциям, считает эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
— Соответственно, перестали поступать и платежи от зарубежных авиакомпаний за использование российского воздушного пространства, поступавшие с 1972 года. Объем этих платежей приблизительно оценивался в $300–500 млн ежегодно, из которых $250–400 млн поступали организатору воздушного движения. По текущему курсу это суммы, эквивалентные 15–24 млрд рублей, что, видимо, и определило размер выделенной помощи.
По мнению аналитика, масштабах бюджета РФ эта сумма не является значимой, но позволит обеспечить нормальное функционирование воздушного трафика над страной. В целом сейчас для российской авиаотрасли гораздо более важным является вопрос о поиске альтернативных поставщиков самолетов и обслуживании существующего парка, на решение этих задач также направляются дополнительные средства, резюмирует собеседник «Известий».