Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Вылетная подготовка. Пилоты жалуются на увольнения после экзаменов в авиакомпаниях


16 сентября 2022 года Айгуль Абдуллина, Коммерсантъ


Пилоты жалуются на непрозрачную практику увольнений из авиакомпаний по итогам внутренних экзаменов. Шереметьевский профсоюз летного состава предложил привлекать к проверкам инструкторов из Росавиации и дать пилотам возможность обжаловать результаты. В авиакомпаниях возражают, что увольнять пилотов таким способом слишком дорого, причем именно перевозчики несут ответственность за безопасность и поэтому должны сами проверять своих пилотов.

“Ъ” ознакомился с письмом от 13 сентября, которое Шереметьевский профсоюз летного состава (ШПЛС) направил в Росавиацию с жалобами на «участившиеся случаи попыток увольнения членов экипажей при внеочередных летных проверках». Проверка проводится дважды в год: на авиатренажере и в ходе регулярного рейса с пилотом-инструктором. «Пилот ее не проходит, так как у авиакомпании стоит задача любым способом уменьшить количество кадров»,— говорится в письме. ШПЛС предлагает создать в Росавиации департамент, в который войдут «инструкторы для независимой проверки и оценки профессиональных навыков пилотов».

Как пояснил “Ъ” президент ШПЛС Игорь Дельдюжов, о подобном «понуждении к увольнению» сообщили несколько десятков пилотов из разных авиакомпаний.

Единственный способ обжаловать — обращение в суд. В Ространснадзоре “Ъ” уточнили, что пилоты могут обращаться с жалобами и туда. В Минтрансе и Росавиации от комментариев отказались.

Существование проблемы “Ъ” подтвердили пилоты трех крупнейших авиакомпаний. Как рассказал действующий пилот «Победы», несколько лет проработавший в «Аэрофлоте», «дискриминационная практика экзамена, который невозможно пройти», существовала в крупнейшей российской авиакомпании для «избавления от наиболее нелояльных руководству или одиозных пилотов». Сложности с прохождением внутреннего экзамена, по его словам, начались и в «Победе» после прихода весной нового директора по организации летной работы Александра Кравченко «и явного переизбытка кадров» (до февраля «Победа» активно набирала пилотов).

По словам двух источников в авиаотрасли, «Победа» может «в обозримой перспективе» уволить 150–170 пилотов из-за сокращения действующего парка до 30 самолетов. Еще около 250 пилотов дальнемагистральных самолетов, по словам источника “Ъ”, «расцениваются как избыток штата» в «Аэрофлоте». В «Победе» “Ъ” не ответили. В «Аэрофлоте» заверили, что «сокращения экипажей не планируется». «Россия» и вовсе набирает пилотов с других типов самолетов с переобучением на SSJ, сообщили “Ъ” в компании. Сейчас в парке 72 SSJ, но ежедневно летают 40–45 SSJ. По данным “Ъ”, на каждый самолет предполагается в среднем пять-шесть экипажей (720–864 пилота), а в «России» всего около 420 пилотов на этот тип.

За последнее полугодие без работы осталось около 1 тыс. пилотов, говорит президент профсоюза летного состава Мирослав Бойчук.

Всего в РФ, по данным Совета по профессиональным квалификациям воздушного транспорта (СПК ВТ), более 9 тыс. пилотов. Примеры недобросовестного преследования пилотов в авиакомпаниях есть, признает господин Бойчук. Но проведение проверок экспертами из Росавиации, полагает он, лишь создаст почву для коррупции: «Росавиация вряд ли способна нанять экспертов с окладами от 300 тыс. руб.».

В авиакомпаниях тоже не видят смысла в изменениях. Именно перевозчик отвечает за готовность пилотов и безопасность полетов, поэтому должен сам их оценивать, подчеркивают в Red Wings. Там поясняют, что каждый пилот должен один раз в полгода проходить восемь часов подготовки на тренажере своего типа самолета (recurrent rating). Авиакомпании такая сессия обходится в €3–4 тыс. Если пилот ее не сдает, перевозчик заново несет расходы. При повторном провале пилота могут уволить, «но такие случаи в отрасли единичны».

Описанная ШПЛС схема увольнения слишком сложная, отмечает источник “Ъ” в крупной компании, «если есть лишние пилоты, они просто не летают и получают минимальный фиксированный оклад».

В «Аэрофлоте» “Ъ” сообщили, что предложение по внедрению «департамента независимых инструкторов» в структуру ФАВТ выглядит как «смягчение требований к квалификации пилотов». В руководстве по производству полетов, поясняют в «Аэрофлоте», установлено требование о невмешательстве руководства или внешних организаций в деятельность инструкторов-экзаменаторов. Также установлена ответственность последних за необъективность. На тренажере ведется видеозапись — это тоже позволяет верифицировать объективность оценки.

В зарубежных авиакомпаниях тоже существуют внутренние проверки, отмечает работавший в США пилот Павел Семченко, но при несогласии с результатами можно обратиться к инспектору FAA или любой независимый центр. Работу по созданию таких независимых центров в России сейчас ведет СПК ВТ, говорит глава его исполкома Анастасия Мирошниченко, в этом году планируется приступить к обучению независимых экспертов, а также разработать профстандарт для инструкторов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer