Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Уход под лопатку: в РФ создано ПО для авиационного двигателестроения


14 сентября 2022 года Ольга Коленцова, Известия


Ученые МАИ совместно с коллегами из ОКБ им. А.М. Люльки разработали программное обеспечение для проектирования компрессоров — важнейших деталей авиационных двигателей. Этот софт может заменить аналогичные западные комплексы. Как утверждают разработчики, ПО будет совместимо с другими программами, используемыми для проектирования деталей. Выход коммерческой версии нового продукта запланирован на 2024 год. Предполагается, что он будет в несколько раз дешевле западных аналогов. Эксперты считают, что новое ПО окажется востребовано на российском рынке и поможет обеспечить стране технологический сувенинитет в авиастроении.

Командная работа

В МАИ создали программное обеспечение для проектирования компрессоров. Эта деталь — одна из основных частей газотурбинного двигателя, который широко применяют в авиации, судостроении, энергетике и других отраслях. Проектирование этой детали требует учета большого количества параметров и применения специализированных программ. Наиболее используемые среди них сейчас — иностранные разработки.

Создаваемое ПО задумано как аналог популярных комплексов AxSTREAM и Concepts NREC, рассказал один из участников команды разработчиков, аспирант института № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» Арсений Минин.

— Компрессор — одна из самых сложных деталей газотурбинного двигателя, и ее качество определяет характеристики всего изделия, поэтому его проектирование так важно, — пояснил старший преподаватель МАИ Дмитрий Боровиков. — Инженер должен хорошо представлять себе будущее изделие, его параметры, требования к нему. На входе в программу вносят эти параметры (расход воздуха, давление на входе, скорость). Затем программа в диалоговом режиме, когда специалист может вносить коррективы и правки в процесс, рассчитывает геометрию изделия — так называемой проточной части и его лопаток.

Ученые предусмотрели инструменты для экспорта данных в сторонние программные комплексы, включая CAD-системы.

— Основное преимущество нашей разработки — возможность интеграции с другими российскими программными комплексами, — сообщил Арсений Минин.

Под интеграцией разработчики понимают возможность обмена данными между программами, инструменты, автоматизирующие этот процесс, и проведение расчетов. Прежде всего новое ПО будет совместимо с комплексом thermoGTE для проектировочных расчетов авиационных двигателей, под который и создавалась новая программа. Он широко используется на авиационных предприятиях. Помимо этого, в планах расширять функционал ПО за счет интеграции с «Компасом 3D», программами для анализа, имитационного моделирования сложных систем.

Проектировочные расчеты делятся на несколько типов. Сейчас разработана предрелизная версия базового модуля ПО, которая позволяет выполнить одномерный расчет многоступенчатого осевого компрессора, то есть в одной плоскости. Это базовый этап проектирования.

Сегодня широкое распространение получили программы, позволяющие проводить трехмерные расчеты, однако они требуют много ресурсов, и для их применения уже необходимо знать геометрию двигателя, которую как раз и подготавливают на этапе 1D и 2D моделирования. Стоимость базового модуля одномерного расчета предполагается на несколько порядков дешевле, и разработчики рассчитывают на его использование в вузах в ходе учебного процесса.

Свое всегда лучше

Эффективность создаваемого ПО тестируют специалисты ОКБ им. А.М. Люльки. Сейчас по этим результатам в МАИ перерабатывают пользовательский интерфейс для повышения эргономических характеристик программы. Авторы также обещают привлекательную цену для своего продукта.

— Стоимость подобного ПО крайне высокая, это происходит из-за малого количества предприятий, которым оно необходимо. Цена западных программ достигает десятков миллионов рублей за одно рабочее место. Мы рассчитываем, что наше ПО будет иметь стоимость в несколько раз меньше после достижения аналогичного функционала, — заявил Дмитрий Боровиков.

По словам заведующего кафедрой самолетостроения и эксплуатации авиационной техники Иркутского национального исследовательского технического университета Игоря Бобарики, востребованность ПО не определяется только его ценой и совместимостью с другими программами. Она в значительной степени зависит от функционала, от корректности решений.

Заместитель руководителя рабочей группы рынка AeroNet НТИ Павел Булат считает, что на российском рынке новое ПО будет востребованным.

— Зарубежные комплексы AxSTREAM и Concepts NREC — это специфичное программное обеспечение, и даже не очень удобное в плане интеграции с другим отечественным ПО, которое используется разработчиками, — добавил эксперт.

Как пояснил ведущий инженер центра компетенций НТИ на базе СПбПУ «Новые производственные технологии» Александр Себелев, AxSTREAM и Concepts NREC позволяют решать сложные задачи на этапе концептуального проектирования, однако степень их внедрения в российском двигателестроении невелика.

— Поэтому появление отечественных программных комплексов такого уровня можно только приветствовать, — заявил специалист.

Руководитель центра компетенций НТИ по новым функциональным материалам на базе Новосибирского государственного университета Антон Рязанцев заключил, что разрабатываемое в МАИ ПО — это продукция стратегического назначения, которая позволит России иметь технологический суверенитет и называться промышленной державой.

В ближайшее время предполагается использовать ПО в ОКБ им. А.М. Люльки и учебном процессе в МАИ. К 2024 году запланирован релиз коммерческой версии программного комплекса.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров



Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer