6 августа 1988 года состоялся первый полет уникального самолета Ил-76МДК, позволяющего воспроизвести в земных условиях состояние кратковременной невесомости.
Космические «Илы» используются для подготовки космонавтов, проведения медицинских экспериментов, для испытания приборов и устройств в условиях невесомости. Оказавшись на таком борту, можно почувствовать себя на Луне или Марсе – самолеты позволяют имитировать условия лунной и марсианской гравитации. Рассказываем об истории создания этих необычных машин.
Любимый тренажер космонавтов
При подготовке к первому полету человека в космос ученым было важно узнать, как влияет на живой организм состояние невесомости. Первые советские космонавты проходили тренировки на истребителе МиГ-15, но полноценно ощутить невесомость, находясь в кресле, не представлялось возможным. Поэтому в 1960 году для подобных опытов разрабатывается первый самолет-лаборатория Ту-104АК на базе гражданского реактивного лайнера Ту-104. Проверку невесомостью на нем проходили люди, и различное оборудование, которое предполагалось использовать в космосе. Кроме того, на борту Ту-104АК размещались макеты элементов космических кораблей, на которых в невесомости тренировались космонавты.
Со временем габариты фюзеляжа Ту-104АК перестали удовлетворять запросам «Звездного городка», и возникла потребность в более объемной летающей лаборатории. История нового самолета с индексом «космический» началась с посещения космонавтом Георгием Береговым цеха сборки второго опытного экземпляра Ил-76 в 1970 году. Космонавту понравился вместительный грузовой отсек транспортника, и уже в 1972 году было принято решение о создании на его базе самолета-лаборатории Ил-76К.
Проектированием космического самолета занималось ОКБ С.В. Ильюшина. По воспоминаниям участников процесса, чертежи были готовы достаточно быстро, но с производством сложной, узкоспециализированной машины на серийном заводе ТАПиЧ не торопились. И только когда шефство над самолетом взяли молодые специалисты авиазавода, дело пошло в гору.
Полеты по параболе
Немного расскажем о самом принципе «невесомого» полета. Чтобы возник нужный эффект, самолет должен сначала забраться на «горку» − на максимальной скорости провести крутой набор высоты, а затем перейти в такое же крутое снижение. В верхней точке полета создается вертикальная нулевая перегрузка, и на 25-28 секунд «включается» невесомость. Такой трюк также называется полетом по «параболе Кеплера». За один полет команда обычно выполняет около десяти выходов на «параболу», а навык у будущего космонавта складывается в среднем за 10-12 полетов.
При выполнении таких специфических действий самолет испытывает сильные перегрузки. Соответственно, их нужно было закладывать в конструкцию планера нового «Ила». Кроме того, все оборудование требовалось доработать для его нормального функционирования в условиях невесомости. Также первоначально в Ил-76К добавлялся противоштопорный парашют, так как был высок риск сваливания в штопор при спуске с «горки».
В передней части грузовой кабины располагалась команда испытателей, в которую входил руководитель, инженер и два врача. Для обеспечения безопасности космонавтов кабину доработали. Ее устлали мягкими материалами, оснастили дополнительным освещением и боковыми поручнями.
Все это было успешно реализовано, и 2 августа 1981 года Ил-76К совершил свой первый полет с экипажем под командованием С.Г. Близнюка, который и проводил все дальнейшие испытания машины. Траекторию «параболы» для космического «Ила» рассчитал ведущий инженер ОКБ Ильюшина В.В. Смирнов, что позволило увеличить продолжительность этапа невесомости по сравнению с Ту-104АК с 15 до 25 секунд. Примечательно, что из-за высоконагрузочных полетов ресурс самолета значительно сокращался – примерно в 10 раз.
Всего было выпущено три самолета Ил-76К, которые тренировали космонавтов почти десять лет. Им на смену пришел впервые взлетевший 6 августа 1988 года самолет Ил-76МДК (модифицированный дальний космический), созданный на основе обновленного серийного транспортника Ил-76МД. В этой версии также было построено три машины, которые по сей день используются в авиации Роскосмоса для подготовки космонавтов, и замены им пока не требуется.