Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер


14 августа 2022 года Арина Литова, Анастасия Курашева, Ведомости


Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Для перехода к одночленному экипажу потребуется провести комплекс мероприятий, которые исключат увеличение нагрузки на единственного пилота, говорится в документе. В частности, необходимо модернизировать информационно-управляющее поле кабины экипажа, разработать технический облик «виртуального второго пилота» и интегрировать самолет с такой технологией в систему управления воздушным движением за счет «внедрения перспективных средств связи, навигации и наблюдения, а также обеспечения кибербезопасности бортового оборудования».

В закупке указано, что технология должна быть разработана для коммерческих ВС. В эту категорию попадают как грузовые, так и пассажирские самолеты. Но под какие конкретно модели будет разрабатываться такая технология, в документах не обозначено.

Победитель конкурса должен будет создать демонстратор виртуального второго пилота на базе полунатурного макета универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки. Работа над проектом должна начаться в 2022 г. Уже к середине ноября исполнитель должен будет проанализировать зарубежные и российские материалы по перспективным технологиям бортового оборудования, разработать технический облик демонстратора и начать математическое моделирование его элементов.

Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

«В составе «Ростеха» есть компании, имеющие необходимые компетенции для осуществления таких работ», – сказал представитель корпорации. Он уточнил, что знает о конкурсе, но отказался от дальнейших комментариев. Речь может идти об Объединенной авиастроительной корпорации, которая была создана в 2006 г. с целью консолидации активов отрасли. В нее входят компании и КБ, выпускающие самолеты «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также SuperJet100 и МС-21.

Технология виртуального второго пилота в мире «обсуждается давно», говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, готовых образцов виртуальных вторых пилотов и нормативной базы для таких полетов еще нет ни у одной компании. «Эта идея должна быть принята мировым сообществом, в отдельно взятой стране систему внедрить не получится, поскольку такой самолет могут не допустить к полету», – добавляет эксперт. Гусаров считает инициативу Минпромторга «более чем своевременной» в связи с планами по серийному производству самолетов МС-21, где виртуальный второй пилот может быть внедрен.

Ни у одной компании пока нет коммерческого образца летательного аппарата с виртуальным вторым пилотом, соглашается с ним директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Внедрение этой технологии требует решения множества задач в сфере легализации, алгоритмов и нормативной базы», – говорит эксперт. Он объясняет необходимость внедрения технологии дефицитом кадров: «Пилотов не хватает, и это общемировая тенденция». Пока инициатива противоречит нормативной базе, добавляет он.

В мире всего 350 000 пилотов, в России – 14 600, говорил в 2021 г. руководитель Росавиации Александр Нерадько на коллегии Минтранса (его слова приводил РБК). В проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., который Минтранс разработал весной этого года, указано на риск оттока пилотов за рубеж, писал «Коммерсантъ». Министерство в месяц получает около 70 обращений от иностранных авиавластей с просьбой подтвердить сертификат специалиста, говорится в документе. Возможный дефицит власти планируют покрывать, в частности, за счет учебных заведений, планируя в 2025–2029 гг. выпускать по 806 человек. Из-за сокращения перевозок уже к 2025 г. около половины пилотов могут остаться без работы.

По текущим международным правилам безопасности полетов в кабине пилота должно находиться не менее двух человек, указывает руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков. Положение о том, что авиакомпании должны обеспечить наличие в отсеке летного экипажа в течение полета не менее двух членов летного состава, содержится в американских федеральных авиационных правилах (FAA) и рекомендациях Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Российские Федеральные авиационные правила (ФАП) в части численности и состава экипажа ссылаются на руководства, утвержденные государством разработчика воздушного судна (aircraft flight manual), объясняет Риков. Почти все эти руководства, продолжает Риков, предусматривают наличие второго пилота для безопасности полетов. Для внедрения виртуального второго пилота потребуется внести изменения в ФАП и иные документы в части обеспечения безопасности полетов ВС, зарегистрированных в России, отмечает эксперт.

Заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев, напротив, считает идею внедрения этой технологии «абсурдной». Сейчас есть много типов пассажирских самолетов, которые сконструированы под управление одним пилотом, объясняет он, например, Eclipse 500 и семейство Cessna 525. «Обсуждать преимущества виртуального второго пилота для эксплуатации лайнеров, изначально скомпонованных под двухчленный летный экипаж, – это то же самое, что рассуждать о преимуществах виртуального секса в одиночку», – говорит он.

«Ведомости» направили запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победу» и Utair. На момент публикации перевозчики на запросы редакции не ответили.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer