Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Минпромторг планирует заменить второго пилота на компьютер


14 августа 2022 года Арина Литова, Анастасия Курашева, Ведомости


Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Минпромторг рассчитывает заменить второго пилота в пассажирских и грузовых самолетах на виртуального и снизить за счет этого стоимость их эксплуатации. 9 августа ведомство разместило на портале госзакупок извещение о проведении конкурса стоимостью 2,9 млрд руб. на разработку такой технологии к концу 2024 г. В документе говорится, что анализ последних научных результатов в области использования искусственного интеллекта в авиации позволяет сделать обоснованный прогноз о том, что уже в 2030-е гг. возможно осуществить переход к одночленному экипажу на коммерческих воздушных судах (ВС).

Для перехода к одночленному экипажу потребуется провести комплекс мероприятий, которые исключат увеличение нагрузки на единственного пилота, говорится в документе. В частности, необходимо модернизировать информационно-управляющее поле кабины экипажа, разработать технический облик «виртуального второго пилота» и интегрировать самолет с такой технологией в систему управления воздушным движением за счет «внедрения перспективных средств связи, навигации и наблюдения, а также обеспечения кибербезопасности бортового оборудования».

В закупке указано, что технология должна быть разработана для коммерческих ВС. В эту категорию попадают как грузовые, так и пассажирские самолеты. Но под какие конкретно модели будет разрабатываться такая технология, в документах не обозначено.

Победитель конкурса должен будет создать демонстратор виртуального второго пилота на базе полунатурного макета универсальной кабины экипажа с имитацией окружающей обстановки. Работа над проектом должна начаться в 2022 г. Уже к середине ноября исполнитель должен будет проанализировать зарубежные и российские материалы по перспективным технологиям бортового оборудования, разработать технический облик демонстратора и начать математическое моделирование его элементов.

Представитель Минпромторга не ответил на запрос «Ведомостей».

«В составе «Ростеха» есть компании, имеющие необходимые компетенции для осуществления таких работ», – сказал представитель корпорации. Он уточнил, что знает о конкурсе, но отказался от дальнейших комментариев. Речь может идти об Объединенной авиастроительной корпорации, которая была создана в 2006 г. с целью консолидации активов отрасли. В нее входят компании и КБ, выпускающие самолеты «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также SuperJet100 и МС-21.

Технология виртуального второго пилота в мире «обсуждается давно», говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, готовых образцов виртуальных вторых пилотов и нормативной базы для таких полетов еще нет ни у одной компании. «Эта идея должна быть принята мировым сообществом, в отдельно взятой стране систему внедрить не получится, поскольку такой самолет могут не допустить к полету», – добавляет эксперт. Гусаров считает инициативу Минпромторга «более чем своевременной» в связи с планами по серийному производству самолетов МС-21, где виртуальный второй пилот может быть внедрен.

Ни у одной компании пока нет коммерческого образца летательного аппарата с виртуальным вторым пилотом, соглашается с ним директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Внедрение этой технологии требует решения множества задач в сфере легализации, алгоритмов и нормативной базы», – говорит эксперт. Он объясняет необходимость внедрения технологии дефицитом кадров: «Пилотов не хватает, и это общемировая тенденция». Пока инициатива противоречит нормативной базе, добавляет он.

В мире всего 350 000 пилотов, в России – 14 600, говорил в 2021 г. руководитель Росавиации Александр Нерадько на коллегии Минтранса (его слова приводил РБК). В проекте комплексной программы развития авиатранспортной отрасли до 2030 г., который Минтранс разработал весной этого года, указано на риск оттока пилотов за рубеж, писал «Коммерсантъ». Министерство в месяц получает около 70 обращений от иностранных авиавластей с просьбой подтвердить сертификат специалиста, говорится в документе. Возможный дефицит власти планируют покрывать, в частности, за счет учебных заведений, планируя в 2025–2029 гг. выпускать по 806 человек. Из-за сокращения перевозок уже к 2025 г. около половины пилотов могут остаться без работы.

По текущим международным правилам безопасности полетов в кабине пилота должно находиться не менее двух человек, указывает руководитель практики авиации и финансирования активов BGP Litigation Владислав Риков. Положение о том, что авиакомпании должны обеспечить наличие в отсеке летного экипажа в течение полета не менее двух членов летного состава, содержится в американских федеральных авиационных правилах (FAA) и рекомендациях Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Российские Федеральные авиационные правила (ФАП) в части численности и состава экипажа ссылаются на руководства, утвержденные государством разработчика воздушного судна (aircraft flight manual), объясняет Риков. Почти все эти руководства, продолжает Риков, предусматривают наличие второго пилота для безопасности полетов. Для внедрения виртуального второго пилота потребуется внести изменения в ФАП и иные документы в части обеспечения безопасности полетов ВС, зарегистрированных в России, отмечает эксперт.

Заслуженный летчик-испытатель Александр Гарнаев, напротив, считает идею внедрения этой технологии «абсурдной». Сейчас есть много типов пассажирских самолетов, которые сконструированы под управление одним пилотом, объясняет он, например, Eclipse 500 и семейство Cessna 525. «Обсуждать преимущества виртуального второго пилота для эксплуатации лайнеров, изначально скомпонованных под двухчленный летный экипаж, – это то же самое, что рассуждать о преимуществах виртуального секса в одиночку», – говорит он.

«Ведомости» направили запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии», «Победу» и Utair. На момент публикации перевозчики на запросы редакции не ответили.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer