Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Связанные с туроператорами авиакомпании потеряли почти 40% самолетов


29 августа 2022 года Артём Кореняко, РБК


Крупнейшая российская чартерная авиакомпания Azur Air планирует в 2022 году перевезти около 2,2 млн человек, рассказал РБК ее гендиректор Евгений Королев. Это на 40% меньше, чем в 2021 году, когда авиакомпания перевезла 3,7 млн пассажиров. Суммарный пассажиропоток еще двух компаний, специализирующихся на перевозке туристов, — Nordwind и Pegas Fly — в этом году упадет на 50%, рассказали гендиректор туроператора Pegas Touristik и член совета директоров Nordwind Анна Подгорная. Таким образом, эти две компании перевезут около 3,8 млн человек. Еще один перевозчик — iFly, за восемь месяцев 2022 года перевезла 175 тыс. пассажиров, что на 22% больше чем в аналогичном периоде прошлого года. «До конца года планируем не снижать динамику», —утверждает гендиректор и совладелец iFly Кирилл Романовский.

Крупнейшая российская чартерная авиакомпания Azur Air планирует в 2022 году перевезти около 2,2 млн человек, рассказал РБК ее гендиректор Евгений Королев. Это на 40% меньше, чем в 2021 году, когда авиакомпания перевезла 3,7 млн пассажиров.

Суммарный пассажиропоток еще двух компаний, специализирующихся на перевозке туристов, — Nordwind и Pegas Fly — в этом году упадет на 50%, рассказали гендиректор туроператора Pegas Touristik и член совета директоров Nordwind Анна Подгорная. Таким образом, эти две компании перевезут около 3,8 млн человек. Еще один перевозчик — iFly, за восемь месяцев 2022 года перевезла 175 тыс. пассажиров, что на 22% больше чем в аналогичном периоде прошлого года. «До конца года планируем не снижать динамику», —утверждает гендиректор и совладелец iFly Кирилл Романовский.

Такие авиакомпании работают преимущественно в интересах туроператоров, зачастую выполняя чартерные рейсы: Azur Air была создана при участии туроператора Anex Tour, Nordwind и Pegas Fly — Pegas Touristik, iFly — Tez Tour, а Royal Flight появилась для решения задач туроператора Coral Travel.

Кому принадлежат авиакомпании

Azur Air, по данным ЕГРЮЛ, через компанию «Ван2Флай» принадлежит Анне и Людмиле Фукаловым. Авиакомпанию называют аффилированной с туроператором Anex Tour. Представитель Azur Air отказался комментировать вопросы, связанные с собственниками перевозчика.

Nordwind на 95,1% принадлежит туроператору Pegas Touristik, еще 4,9% у нового владельца этого туроператора Каринэ Букрей. До января 2022 года основным владельцем туроператора был его создатель Рамазан Акпынар, он продолжает контролировать авиакомпанию утверждают два источника РБК, близких к Nordwind и Pegas Fly. Акпынар также контролирует авиакомпанию Pegas Fly, добавляют они. Подгорная это не комментирует.

Royal Flight полностью принадлежит компании «Энтеринвест», которая на 99% принадлежит гендиректору Coral Travel Market Россия Наталии Кулинцевой, на 1% — гендиректору Royal Flight Вадиму Михайлову. В 2021 году перевезла почти 1,5 млн пассажиров. РБК направил запрос представителю Royal Flight.

Ключевой владелец iFly — сооснователь Tez Tour Александр Буртин, ему принадлежит 56% перевозчика. Еще 30% — у компании «Юнокс», связанной с совладельцами Внуково Виталием Ванцевым и Владимиром Скочем. «Их участие в капитале iFly позволяет более тесно взаимодействовать с Внуково, предлагать проекты по развитию на базе аэропорта инфраструтурных проектов», — говорит Романовский. Самому Романовскому принадлежит 5% перевозчика. Еще 9% — у компании «Шелковый путь» — это инвестиции китайских партнеров, которые не участвуют в управлении авиакомпанией, объясняет топ-менеджер.

Почему упал пассажиропоток

Существенное падение перевозок в 2022 году Подгорная объясняет сокращением парка. По ее словам, из-за введения беспрецедентных санкций против российской авиаотрасли (запрет на поставку и аренду самолетов и запчастей, на обслуживание лайнеров и др.) после начала спецоперации России на Украине авиакомпаниям Nordwind и Pegas Fly удалось «спасти» более 30 самолетов, а свыше 20 лайнеров остались за рубежом. У Azur Air в иностранных аэропортах были задержаны 11 самолетов, говорит представитель перевозчика. iFly не смогла вернуть после техобслуживания за границей два самолета, отмечает Романовский. У Royal Flight за пределами России остались 11 самолетов. То есть в сумме пять перевозчиков потеряли минимум 44 лайнеров, или 39% совокупного парка.

У этих пяти компаний остается около 70 самолетов и все они иностранного производства — Airbus, Boeing и Embraer. Azur Air сможет в перспективе минимум пяти-шести лет обслуживать свои лайнеры и любые их компоненты на 100% в России, утверждает Королев. В iFly также уверены, что смогут эксплуатировать без проблем для безопасности полетов весь парк минимум пять-шесть лет. Вопросы с запчастями перевозчик решает в том числе через компании из «дружественных» стран, включая Иран.

В Nordwind и Pegas Fly не называют конкретных сроков эксплуатации существующих самолетов. По словам Подгорной, в будущем обе авиакомпании заинтересованы в развитии за счет самолетов российского производства. Для iFly перспективны Ил-96, отмечает Романовский. В Azur Air готовы рассматривать для обновления парка отечественные Ил-96 или МС-21 при появлении конкретных предложений с технической документацией, говорит Королев.

Как правительство поддерживает авиакомпании

В 2021 году суммарная чистая прибыль пяти авиакомпаний, связанных с туроператорами, составила 1,3 млрд руб. при общей выручке 169,3 млрд руб., следует из их отчетностей. Несмотря на прогнозы резкого снижения пассажиропотока в 2022 году, в Nordwind, Pegas Fly и Azur Air рассчитывают получить прибыль и по итогам этого года.

«Мы рассчитываем на прибыль благодаря регулярной программе [полетов] по России», — говорит Подгорная. По ее словам, у Nordwind остается одна из самых широких маршрутных сетей внутренних перелетов, которая формировалась на протяжении нескольких лет. Власти выделили 100 млрд руб. на поддержку авиаперевозок внутри России, из них Nordwind рассчитывает получить 1,36 млрд руб.

Романовский также надеется, что несмотря на все сложности, iFly удастся закрыть год без убытка, опираясь на поддержку государства. Перевозчик получит субсидии почти на 245 млн руб. Этим летом компания запустила программу регулярных рейсов из Сочи в Хабаровск и Владивосток. У нее появились также рейсы в Сочи из Москвы и Санкт-Петербурга. «Эта программа хорошо себя зарекомендовала. Средняя загрузка кресел составляет 92%, при плановой — 80%. Каждое из направлений рентабельно», — утверждает гендиректор iFly.

Pegas Fly, Azur Air и Royal Flight не претендовали на господдержку в этом году, следует из протокола подведения итогов на предоставление субсидии.

Куда можно возить туристов

Все пять перевозчиков являются частью туроператорского бизнеса, поэтому перспективы каждой из них связаны прежде всего с величиной потока отдыхающих, который формирует туроператор, отмечает главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.

В прошлом году суммарный пассажиропоток этих компаний составил 13,1 млн человек, которые в основном были отправлены за рубеж. Все российские авиакомпании перевезли на международных рейсах 23,5 млн человек. В 2022 году этот показатель по всей отрасли снизится до 10 млн человек, а к 2030 году должен немного увеличится, достигнув 11,6 млн пассажиров, указано в комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России, утвержденной в июне. Снижение международного трафика объясняется закрытием ключевых рынков для полетов российских авиакомпаний. Евросоюз принял такое решение в конце февраля, через несколько дней после начала военной операции на Украине, к нему присоединились США и Канада и другие западные страны.

Несмотря на существенное давление на отрасль, часть традиционных для туроператоров рынков остаются открытыми: Турция, Египет, Тунис, Таиланд, Шри-Ланка, говорит партнер Startegy Partners Сергей Жужлин. «Это рынки, где прежде всего пользуются спросом бюджетные туры, при этом спрос круглогодичный, а значит туроператоры будут нуждаться в чартерных мощностях», — уверен эксперт. Авиакомпании, связанные с туроператорами, действительно могут продолжать зарабатывать на полетах за рубеж, соглашается гендиректор Infomost Consulting Борис Рыбак. Во-первых, выросли цены на перевозку, что компенсирует снижение пассажиропотока. Во-вторых, из-за запрета на полеты в Европу сильно «повысилась устойчивость» Турции, Египта и стран Юго-Восточной Азии — теперь полеты на эти рынки сложнее закрыть по политическим причинам.

Azur Air сфокусировалась на полетах в Турцию, поскольку может выполнять рейсы за рубеж на большей части оставшегося флота, говорит ее представитель. Но возможности таких рейсов даже в «дружественные» страны ограничены, предупреждает Королев: полет может проходить над страной, присоединившейся к антироссийским санкциям, которая в случае посадки на ее территории из-за форс-мажора может задержать самолет.

Pegas Fly тоже сейчас ориентирована на выполнении рейсов в Турцию, отмечает Подгорная. iFly запустила рейсы в Египет, как в интересах туркомпаний (к примеру, Tez Tour и Fun&Sun), так и самостоятельных путешественников, рассказывает Романовский. Но iFly пришлось закрыть программы полетов в Узбекистан, Китай и Гонконг, так как ей не удалось снять самолеты с регистрации в Ирландии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг



Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer