Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Тучи разведут деньгами: авиакомпании ждет рост расходов на метеосводки


29 августа 2022 года Анастасия Львова, Известия


Авиакомпании со следующего года будут больше платить за метеоданные. Провайдер прогнозов погоды для отрасли «Авиаметтелеком Росгидромета» просит проиндексировать тариф для перевозчиков на уровень инфляции с 2019-го. В результате в следующем году сумма общих выплат может увеличиться почти на 1 млрд рублей, а в дальнейшем еще больше, ведь «Авиаметтелеком» предлагает ежегодно актуализировать затраты на содержание своих метеостанций и закладывать эти суммы в договоры с Госкорпорацией по ОрВД. Правда, эксперты считают, что на стоимости авиабилетов рост метеотарифа не отразится — эти расходы занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний.

Авиакомпании со следующего года будут больше платить за метеоданные. Провайдер прогнозов погоды для отрасли «Авиаметтелеком Росгидромета» просит проиндексировать тариф для перевозчиков на уровень инфляции с 2019-го. В результате в следующем году сумма общих выплат может увеличиться почти на 1 млрд рублей, а в дальнейшем еще больше, ведь «Авиаметтелеком» предлагает ежегодно актуализировать затраты на содержание своих метеостанций и закладывать эти суммы в договоры с Госкорпорацией по ОрВД. Правда, эксперты считают, что на стоимости авиабилетов рост метеотарифа не отразится — эти расходы занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний.

Погода в цене

Провайдер метеорологической информации для авиаотрасли ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» (подведомственное Росгидромету и Минприроды) считает нужным повысить размер платы за метеосводки, рассказал «Известиям» гендиректор ФГБУ Вячеслав Степанов. С такими предложениями организация в июле обращалась в Совет Федерации. Тема также обсуждалась на совещании в Минтрансе в августе, следует из его протокола (копия есть у «Известий»).

— За последние годы расходы Росгидромета по предоставлению метеоинформации выросли, при этом с 2018 года ФАС не пересчитывала нам размер этих затрат и мы ежегодно получали за свои услуги одну и ту же сумму — около 4,9 млрд рублей. В результате, по данным бухгалтерии, с 2019 года дефицит нашего бюджета ежегодно оказывался равен в среднем 440 млн рублей. То есть мы постоянно находимся в предбанкротном состоянии, — рассказал «Известиям» Вячеслав Степанов.

Почти 5 млрд рублей «Авиаметтелеком» получает от Госкорпорации по ОрВД (ГК по ОрВД, провайдер аэронавигационной информации для авиаотрасли, подведомственна Росавиации). Сама организация возмещает эту сумму, получая сборы от авиакомпаний: расходы на метеосводки с 2017 года включены в ставки сборов за аэронавигацию.

«Авиаметтелеком» предложил на будущий год рассчитать сумму договора с учетом фактических и прогнозных среднегодовых темпов инфляции начиная с 2019 года (по оценке Минэка), рост цен на услуги с 2019 по 2023 год составил 18,8%. В результате в 2023 году метеосводки могут обойтись дороже на 921 млн рублей.

— В 2023 году нужно написать новую нормативную базу — чтобы сумма оплаты по договору с ГК по ОрВД обосновывалась утвержденным порядком расчета наших затрат. Такой порядок расчета у нас уже разработан и одобрен Минфином. Но его надо легитимизировать законом. По данным на 2020 год, например, наши реальные расходы без НДС составляли 6,5 млрд рублей, с НДС — 7,8 млрд, — рассказал Вячеслав Степанов.

Соответственно, стоимость прогнозов для авиаперевозчиков может вырасти на 1,6 млрд рублей в год, подсчитали «Известия». В дальнейшем эта сумма будет увеличиваться, так как тариф предлагают индексировать ежегодно.

Представитель ГК по ОрВД, которая сейчас сама находится в тяжелом финансовом положении, на совещании 5 августа выступил против нововведений: госкорпорация не нарушала условия договора с «Авиаметтелекомом», исполняет свои обязательства, оплату в 2022 году произведет в полном объеме, поэтому менять что-либо не считает нужным, следует из протокола совещания.

Источник «Известий» в Минтрансе уточнил, что ставку сбора за метеоданные должна определять ФАС, но этого не делает. «Известия» направили запрос в антимонопольную службу.

В пресс-службе ГК по ОрВД порекомендовали «Известиям» обратиться за комментарием в Минтранс, а в министерстве — в Росгидромет. В последнем на запрос не ответили.

Техническая ошибка

Уверенности в платежеспособности ГК по ОрВД у Росгидромета нет, отмечает Вячеслав Степанов. Летом госкорпорация написала письмо в «Авиаметтелеком», предложив урезать выплату еще на 30% (минус 1,2 млрд рублей).

— Мы их предупредили, что они просто разрушат авиаметеорологическую отрасль России, а это негативно скажется на обеспечении безопасности полетов. С 12 июля нам начали приходить платежки, урезанные даже не на 30%, а на 70% — так как госкорпорация распространила новые условия на предмет договора с начала года. До 20 июля мы жили в этой тяжелейшей ситуации, я порекомендовал своим филиалам прекратить все выплаты, кроме самого необходимого — ФОТ, плата за связь и т.д., — вспоминает он.

О проблеме сообщили главам некоторых регионов, в итоге информация дошла до сведения вице-премьера, полпреда президента в Дальневосточном ФО Юрия Трутнева. На одном из очередных совещаний на его вопрос о происходящем представитель Росавиации сообщил, что это была «техническая ошибка», рассказал Вячеслав Степанов. С 20 июля госкорпорация вернулась к выплате средств в нужном объеме, добавил он.

Билеты не подорожают

Схема оплаты за метеорологическую информацию в России поменялась в марте 2017 года. Если ранее авиакомпании для подготовки экипажей к рейсу должны были перечислять средства за метеосводки организациям Росгидромета, то пять лет назад эту сумму включили в аэронавигационные сборы ГК по ОрВД.

Изменение схемы оплаты тогда обосновывалось снижением нагрузки на пассажиров и вернуться к ней сейчас вряд ли получится, полагают в «Авиаметтелекоме».

С 2014 года доля метеопрогноза в цене авиабилета составляет порядка 0,36%, то есть приравнивается к стоимости подачи трапа к самолету, говорит Вячеслав Степанов. При предлагаемом ежегодном пересмотре размера оплаты авиабилеты не подорожают, полагает он. Ведь теперь госкорпорация, через которую проходят эти платежи, будет ежеквартально получать госсубсидию в случае необходимости — в IV квартале этого года ей могут выделить 13,9 млрд рублей, следует из проекта постановления правительства, опубликованного 18 августа на regulation.gov.ru. Одновременно с этим с ноября в России повысится плата для авиаперевозчиков за саму аэронавигацию — на 30%, говорится в пояснительной записке к документу.

— Эта субсидия и будет работать как компенсация повышения ставок. Для потребителей ничего не изменится, цены на билеты не вырастут из-за нашей инициативы, — заключил Вячеслав Степанов.

«Известия» направили запросы в крупнейшие российские авиакомпании.

Ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко согласен, что авиакомпании в случае повышения сбора не будут поднимать цены на билеты. Более того, они получают госсубсидию в 100 млрд рублей в обмен на обещание перевезти не менее 100 млн пассажиров в этом году — эту цель поставил перед ними президент России, напомнил эксперт. Субсидия подразумевает в том числе и сдерживание роста цен на билеты.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев подчеркивает, что расходы на навигацию и метеообеспечение занимают незначительную часть в общей структуре издержек авиакомпаний и масштаб «притязаний» «Авиаметтелекома» не чрезмерный.

Пассажиры у стойки регистрации билетов в международном аэропортуФото: РИА Новости/Сергей Пивоваров
— Но вопрос в другом. Сейчас авиакомпании получают беспрецедентную помощь от правительства, и масштаб ее таков, что хватит и на повышение ставок за аэронавигацию и за метеоданные. Но сколько еще времени будет проливаться на авиакомпании золотой дождь субсидий? Не окажется ли так, что они сократятся, а ставки вырастут? — задается вопросом эксперт.

Поэтому сейчас, пока субсидии велики, говорить о существенном росте цен на билеты точно не придется, но что будет потом — судить пока сложно, добавил эксперт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer