По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5000 столкновений воздушных судов с птицами. Большая часть из них заканчивается благополучно, но в истории авиации есть и трагедии.
Конфликт «стальных» птиц с пернатыми появился еще на заре авиации и вряд ли когда-либо разрешится – и птицы, и люди будут продолжать полеты. Для безопасных встреч на высоте уже сегодня существует довольно большой арсенал средств. Одна из новинок в этой области – система орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni разработки холдинга «Росэлектроника».
Столкновение интересов
Проблеме происшествий на воздушном транспорте из-за птиц уже больше века, но абсолютного решения для нее пока так и не найдено. При этом с каждым годом число полетов, а значит и потенциально опасных встреч с птицами, только растет.
Работа над задачей ведется с нескольких сторон. Авиастроители и разработчики авиадвигателей работают над тем, чтобы уменьшить последствия столкновения, а наземные службы аэропортов пытаются предотвратить сам факт происшествия. Кроме того, свою работу ведут ученые-орнитологи, изучающие поведение птиц, их расселение и пути миграции. Вся эта деятельность очень важна, ведь она ежедневно обеспечивает безопасность миллионов людей по всему миру.
Основное время полета современные гражданские авиалайнеры проводят на большой высоте, около 10 км, забираться на которую птицам просто нет необходимости. Поэтому чаще всего опасные встречи происходят в момент взлета и посадки самолета. Логика подсказывает, что во избежание этого нужно всего лишь прогнать всех птиц вокруг аэропортов, но осуществить это на практике не так-то просто.
Для решения этих вопросов существует специальная наука – авиационная орнитология, изучающая поведение «самолетоопасных» птиц. В ведении орнитологов находится комплексное обследование аэропортов, которое по российским законам должно проводиться каждые четыре года. Однако содержать штатного специалиста могут себе позволить лишь немногие «воздушные ворота».
Интересно, что такое насыщенное техникой место, как аэропорт, является очень привлекательным для различной живности, в том числе и для птиц. Они не чувствуют опасности, при этом всегда рады погреться на взлетно-посадочных полосах, пособирать заметных на их фоне насекомых или свить гнездо в заброшенной технике. Поэтому полностью избавиться от птиц в аэропортах невозможно, но частично решить эту проблему – реально.
Тушкой из пушки
Если говорить о двигателестроении, то здесь проверка силовых установок на птицестойкость вошла в перечень сертификационных требований с началом реактивной эры. Нужно понимать, что не каждое попадание птиц в двигатель заканчивается трагически. Первый вариант – когда после встречи не происходит ничего, и самолет спокойно летит дальше. Второй вариант – когда птица выводит из строя один двигатель. Это опасно, но не критично, ведь самолет может продолжить полет и приземлиться, хоть и экстренно. И третий вариант – когда самолет попадает в стаю птиц и ломаются оба двигателя. Это самая опасная история, которая в большинстве случаев приводит к человеческим жертвам. Но даже если после попадания птицы самолет продолжил полет, по приземлении требуется экспертиза состояния двигателя.
Испытания двигателей на птицестойкость проводятся с применением пневматической пушки. В закрепленную на стенде установку, как правило, работающую на взлетном режиме, забрасывается тушка птицы. Согласно Авиационным правилам двигатель прошел тест, если после встречи с птицей все разрушения локализованы внутри его корпуса, сам двигатель не взорвался и не отвалился от самолета.
Размер и вес забрасываемой птицы зависят от параметров самого двигателя: чем больше установка, тем больше тушка. Кроме одиночных выстрелов, техники проводят «поражение» имитацией стаи. Самое неприятное в работе испытателей – это то, что по российским требованиям птица должна быть живой непосредственно перед проверкой, а на один двигатель может приходиться от 70 до 100 забросов. Но по-другому, к сожалению, обезопасить двигатель невозможно: любые конструктивные изменения типа защитных решеток и т.п. критически изменяют параметры установки. Схожим образом проверяется на птицестойкость и остекление летательных аппаратов.
Все средства хороши
Существует целый ряд приемов для отпугивания птиц на территории аэропорта. В ход идут и самые простые механические пугала, и пугающие блестящие объекты, и газовые пушки, хлопки которых разносятся на километры. Кроме того, птиц пугают самими птицами: визуальными копиями хищников и записями тревожных птичьих криков, сообщающих об опасности. Но, как отмечают эксперты, практически к любым приемам, как, собственно, и к шуму самолетов, птицы со временем привыкают, и их приходится менять.
Проверенное веками средство борьбы с вредителями – завести хищника. И некоторые аэропорты так и делают, «трудоустраивая» ловчих птиц и собак. Например, в московском «Внуково» служат ястребы-тетеревятники и охотничьи легавые, обнаруживающие гнезда птиц. Но и это решение связано со своими сложностями – пернатых и хвостатых помощников нужно содержать, кормить и ухаживать за ними. Поэтому в масштабах страны технические средства все-таки остаются основными.
Важной составляющей авиационной орнитологии является изучение и анализ поведения птиц. И если глобальными вопросами в масштабах страны занимаются ученые, то текущую аналитику могут собирать сами аэропорты. Недавно НИИ «Вектор» холдинга «Росэлектроника» предложил комплексное решение – систему орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni, включающую как систему наблюдения, так и отпугивающие устройства. Система уже прошла проверку в санкт-петербургском «Пулково».
В состав Orni входят от одного до четырех радиолокаторов, которые могут одновременно отслеживать полеты до ста птиц на расстоянии до 21 км. Все данные в автоматическом режиме сохраняются и передаются в другие службы аэропорта. Также Orni включает подсистему сопряжения с биоакустическими излучателями и другими устройствами, предназначенными для отпугивания птиц в опасных зонах. Такой способ, в дополнение к изучению поведения птиц, выглядит куда более гуманным, чем, например, отстрел птиц или использование ядов, которое практикуется в некоторых странах.