Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самолет и птицы: как избежать опасной встречи


26 августа 2022 года Ростех


По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5000 столкновений воздушных судов с птицами. Большая часть из них заканчивается благополучно, но в истории авиации есть и трагедии. Конфликт «стальных» птиц с пернатыми появился еще на заре авиации и вряд ли когда-либо разрешится – и птицы, и люди будут продолжать полеты. Для безопасных встреч на высоте уже сегодня существует довольно большой арсенал средств. Одна из новинок в этой области – система орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni разработки холдинга «Росэлектроника».

По данным Международной организации гражданской авиации, ежегодно в мире происходит более 5000 столкновений воздушных судов с птицами. Большая часть из них заканчивается благополучно, но в истории авиации есть и трагедии.

Конфликт «стальных» птиц с пернатыми появился еще на заре авиации и вряд ли когда-либо разрешится – и птицы, и люди будут продолжать полеты. Для безопасных встреч на высоте уже сегодня существует довольно большой арсенал средств. Одна из новинок в этой области – система орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni разработки холдинга «Росэлектроника».

Столкновение интересов

Проблеме происшествий на воздушном транспорте из-за птиц уже больше века, но абсолютного решения для нее пока так и не найдено. При этом с каждым годом число полетов, а значит и потенциально опасных встреч с птицами, только растет.

Работа над задачей ведется с нескольких сторон. Авиастроители и разработчики авиадвигателей работают над тем, чтобы уменьшить последствия столкновения, а наземные службы аэропортов пытаются предотвратить сам факт происшествия. Кроме того, свою работу ведут ученые-орнитологи, изучающие поведение птиц, их расселение и пути миграции. Вся эта деятельность очень важна, ведь она ежедневно обеспечивает безопасность миллионов людей по всему миру.

Основное время полета современные гражданские авиалайнеры проводят на большой высоте, около 10 км, забираться на которую птицам просто нет необходимости. Поэтому чаще всего опасные встречи происходят в момент взлета и посадки самолета. Логика подсказывает, что во избежание этого нужно всего лишь прогнать всех птиц вокруг аэропортов, но осуществить это на практике не так-то просто.

Для решения этих вопросов существует специальная наука – авиационная орнитология, изучающая поведение «самолетоопасных» птиц. В ведении орнитологов находится комплексное обследование аэропортов, которое по российским законам должно проводиться каждые четыре года. Однако содержать штатного специалиста могут себе позволить лишь немногие «воздушные ворота».

Интересно, что такое насыщенное техникой место, как аэропорт, является очень привлекательным для различной живности, в том числе и для птиц. Они не чувствуют опасности, при этом всегда рады погреться на взлетно-посадочных полосах, пособирать заметных на их фоне насекомых или свить гнездо в заброшенной технике. Поэтому полностью избавиться от птиц в аэропортах невозможно, но частично решить эту проблему – реально.

Тушкой из пушки

Если говорить о двигателестроении, то здесь проверка силовых установок на птицестойкость вошла в перечень сертификационных требований с началом реактивной эры. Нужно понимать, что не каждое попадание птиц в двигатель заканчивается трагически. Первый вариант – когда после встречи не происходит ничего, и самолет спокойно летит дальше. Второй вариант – когда птица выводит из строя один двигатель. Это опасно, но не критично, ведь самолет может продолжить полет и приземлиться, хоть и экстренно. И третий вариант – когда самолет попадает в стаю птиц и ломаются оба двигателя. Это самая опасная история, которая в большинстве случаев приводит к человеческим жертвам. Но даже если после попадания птицы самолет продолжил полет, по приземлении требуется экспертиза состояния двигателя.

Испытания двигателей на птицестойкость проводятся с применением пневматической пушки. В закрепленную на стенде установку, как правило, работающую на взлетном режиме, забрасывается тушка птицы. Согласно Авиационным правилам двигатель прошел тест, если после встречи с птицей все разрушения локализованы внутри его корпуса, сам двигатель не взорвался и не отвалился от самолета.

Размер и вес забрасываемой птицы зависят от параметров самого двигателя: чем больше установка, тем больше тушка. Кроме одиночных выстрелов, техники проводят «поражение» имитацией стаи. Самое неприятное в работе испытателей – это то, что по российским требованиям птица должна быть живой непосредственно перед проверкой, а на один двигатель может приходиться от 70 до 100 забросов. Но по-другому, к сожалению, обезопасить двигатель невозможно: любые конструктивные изменения типа защитных решеток и т.п. критически изменяют параметры установки. Схожим образом проверяется на птицестойкость и остекление летательных аппаратов. 

Все средства хороши

Существует целый ряд приемов для отпугивания птиц на территории аэропорта. В ход идут и самые простые механические пугала, и пугающие блестящие объекты, и газовые пушки, хлопки которых разносятся на километры. Кроме того, птиц пугают самими птицами: визуальными копиями хищников и записями тревожных птичьих криков, сообщающих об опасности. Но, как отмечают эксперты, практически к любым приемам, как, собственно, и к шуму самолетов, птицы со временем привыкают, и их приходится менять.

Проверенное веками средство борьбы с вредителями – завести хищника. И некоторые аэропорты так и делают, «трудоустраивая» ловчих птиц и собак. Например, в московском «Внуково» служат ястребы-тетеревятники и охотничьи легавые, обнаруживающие гнезда птиц. Но и это решение связано со своими сложностями – пернатых и хвостатых помощников нужно содержать, кормить и ухаживать за ними. Поэтому в масштабах страны технические средства все-таки остаются основными.

Важной составляющей авиационной орнитологии является изучение и анализ поведения птиц. И если глобальными вопросами в масштабах страны занимаются ученые, то текущую аналитику могут собирать сами аэропорты. Недавно НИИ «Вектор» холдинга «Росэлектроника» предложил комплексное решение – систему орнитологической безопасности полетов для аэропортов Orni, включающую как систему наблюдения, так и отпугивающие устройства. Система уже прошла проверку в санкт-петербургском «Пулково».   

В состав Orni входят от одного до четырех радиолокаторов, которые могут одновременно отслеживать полеты до ста птиц на расстоянии до 21 км. Все данные в автоматическом режиме сохраняются и передаются в другие службы аэропорта. Также Orni включает подсистему сопряжения с биоакустическими излучателями и другими устройствами, предназначенными для отпугивания птиц в опасных зонах. Такой способ, в дополнение к изучению поведения птиц, выглядит куда более гуманным, чем, например, отстрел птиц или использование ядов, которое практикуется в некоторых странах. 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer