Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Острота "Кинжала": как развивался проект гиперзвукового комплекса


21 августа 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


Российские гиперзвуковые ракеты «Кинжал» впервые заступили на постоянное боевое дежурство в Калининграде. 18 августа военное ведомство распространило видео перелета трех истребителей — носителей МиГ-31, которые выполнили посадку на аэродроме Чкаловский в Калининградской области. Как заявили в Минобороны, это развертывание выполнено «в рамках выполнения дополнительных мероприятий стратегического сдерживания». Хотя «Кинжал» уже успел принять участие в специальной военной операции, он до сих пор остается одной из самых закрытых систем в арсенале российской армии. В том, как развивался этот проект, каковы перспективы развития «Кинжала» и почему индекс «Х-47М2», который якобы носит система, — это фейк, разбирались «Известия».

Российские гиперзвуковые ракеты «Кинжал» впервые заступили на постоянное боевое дежурство в Калининграде. 18 августа военное ведомство распространило видео перелета трех истребителей — носителей МиГ-31, которые выполнили посадку на аэродроме Чкаловский в Калининградской области. Как заявили в Минобороны, это развертывание выполнено «в рамках выполнения дополнительных мероприятий стратегического сдерживания». Хотя «Кинжал» уже успел принять участие в специальной военной операции, он до сих пор остается одной из самых закрытых систем в арсенале российской армии. В том, как развивался этот проект, каковы перспективы развития «Кинжала» и почему индекс «Х-47М2», который якобы носит система, — это фейк, разбирались «Известия».

Путь на Запад

В Министерстве обороны России 18 августа 2022 года сообщили, что в Калининградскую область на аэродром Чкаловск перебазированы три сверхзвуковых самолета МиГ-31 с гиперзвуковыми ракетами «Кинжал». Это первый случай, когда новейший комплекс вооружений с гиперзвуковым оружием появился в самой западной точке Российской Федерации.

«Кинжал» на сегодняшний день остается одной из самых секретных разработок российской ракетной и авиационной промышленности. Тем не менее после его премьеры в памятном выступлении президента РФ Владимира Путина перед Федеральным собранием 1 марта 2018 года про новейшую систему вооружений уже стали известны некоторые детали.

Комплекс 9-А-7660 «Кинжал» с гиперзвуковой ракетой и самолетом-носителем МиГ-31 разработан в 2000–2010-е годы коломенским КБ машиностроения совместно с РСК «МиГ». Выбор самолета неслучаен: именно такая машина, как МиГ-31, может выполнять роль не только носителя и стартовой платформы, но и первой разгонной ступени. КБ машиностроения широко известно своим наземным многофункциональным комплексом «Искандер-М» с твердотопливной аэробаллистической ракетой 9М723, и, судя по всему, именно она и послужила прототипом «Кинжала». Это весьма компактная ракета, она несет разные типы боевых частей и может запускаться на любой высоте и при любой начальной скорости носителя. Оставалось лишь доработать систему управления и научиться прицеливаться ракетой, подвешенной под самолет. В итоге был создан воздушный ракетный комплекс, не имеющий аналогов в мире.

Точные ТТХ-системы в открытой печати не публиковались. Однако известно, что дальность действия комплекса составляет около 2 тыс. км, а максимальная скорость ракеты может достигать 10 скоростей звука. В момент старта с такого носителя, как МиГ-31, ракета уже имеет высоту полета около 20 км и скорость не менее 1500 км/ч. За счет таких стартовых условий боеприпас «Кинжала» получает рекордную скорость полета и дальность действия, которая в несколько раз превышает дальность действия наземного прототипа.

Удар с гарантией

«Кинжал» летит по аэробаллистической траектории — то есть в плотных слоях атмосферы боеприпас движется с использованием подъемной силы обтекаемого корпуса, а в разряженных верхних слоях атмосферы — так же как все остальные баллистические ракеты, подобно брошенному камню. Такая комбинация позволяет получить максимальную дальность и уникальные противоракетные возможности. Ведь боеголовка управляется на всей траектории полета с помощью как аэродинамических рулей, так и с использованием маневровых микродвигателей. Это обеспечивает высокую точность и создает максимум сложностей для системы обороны потенциального противника — ведь ракету, которая в процессе полета совершает непредсказуемые маневры, крайне сложно сбить. Но это не всё. После установки радиолокационной головки наведения ракета становится еще и самонаводящейся.

Скорее всего, ракеты комплекса оснащены радиолокационной системой наведения и могут поражать не только неподвижные цели с известными заранее координатами, но и наносить прицельные удары по движущимся объектам типа авианосца или другого корабля. Любая крупная радиоконтрастная цель будет найдена такой ракетой, выделена среди других и уничтожена с первого попадания.

Комплекс «Кинжал» может гарантированно поразить любую наземную и даже защищенную цель — скорость боеприпаса в момент падения превышает 1 км/сек. Ни один наземный объект не может быть защищен от такой угрозы, даже если она не несет ядерного заряда. А с ядерной боеголовкой проникающего типа она сможет одним попаданием «выкорчевать» любой заглубленный объект типа шахтной пусковой установки баллистической ракеты или стационарного подземного командного пункта.

По своим возможностям комплексы «Кинжал» относятся к стратегическим системам оружия, и недаром на самолетах-носителях МиГ-31, которые 18 августа прибыли в Калининград, видны эмблемы Дальней авиации ВКС России. По информации от Министерства обороны РФ, «Кинжалы» включены в состав именно Дальней авиации. И сегодня в рядах ВКС России есть уже целый полк самолетов — носителей МиГ-31, эскадрильи которого могут быть оперативно переброшены на любой удаленный аэродром и с подскока уйти к целям.

Таким образом, «Кинжал» сегодня — это новейшее средство быстрого и высокоточного реагирования практически на любые вызовы от сколь угодно сильного противника. Такого типа ракетных комплексов в настоящее время нет на вооружении ни в одной армии мира. Кстати, с базы под Калининградом «Кинжалы» могут поразить цели в Европе, включая всю территорию Франции и Великобритании. С Кольского полуострова можно контролировать всю северную Атлантику до Исландии. С Чукотки — всю Аляску, а из Крыма — центральную и восточную часть Средиземного моря.

Легенда о «Кинжале»

Не успев появиться в публичном медиапространстве, ракетный комплекс «Кинжал» сразу же начал обрастать легендами. К одной из них относится его якобы официальное название «Х-47М2». Любопытно, что индекса в системе обозначений техники Вооруженных сил России в действительности никогда не существовало.

История его появления такова: в 2014 году, по ошибке, в пересказе выступления главы корпорации «Тактическое ракетное вооружение» в СМИ появилось обозначение «перспективной ракеты для самолета 5-го поколения ПАК ФА Х-74М2». И действительно, глава КТРВ вел речь о ракете «воздух–воздух» для ПАК ФА К-74М2, по которой велись в то время работы. Индекс «К» имеют обычно именно боеприпасы «воздух–воздух», а вот индекс ракет «воздух–земля» начинается обычно с буквы «Х». Из-за этой путаницы чуть позже появился еще более странный индекс «Х-47М2». Он оказался настолько похожим на правду, что остался в массах и живет в медиапространстве до сих пор.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer