Великобритания ослабляет санкции в сфере транспорта. Страна отменила запрет на страхование и перестрахование российских самолетов и морских судов, а также авиационных газотурбинных двигателей. Об этом сообщили в департаменте международной торговли Великобритании. Послабления не касаются военных товаров и технологий, кроме того, такое страхование не должно нарушать другие санкционные ограничения.
Это второе за последнее время снятие ограничений по авиаотрасли. 21 июля страны ЕС в седьмом пакете санкций смягчили ограничения на поставку некоторых товаров и оказание услуг для российской авиационной отрасли. Правда, подробностей о том, что конкретно будет разрешено, пока нет. О причинах ослабления санкций в авиаотрасли рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru«Мотивы очевидны, европейский бизнес потихоньку лоббирует свои интересы. Его интересы заключаются в том, чтобы самолеты, которые эксплуатируются в российских компаниях и принадлежат западным лизинговым компаниям, были в целости и сохранности, при этом их риски страховались в западных компаниях надлежащим образом. Они прекрасно понимают, что в нынешней ситуации, не дай бог что-то произойдет с их имуществом, они останутся и без имущества, и без страхового покрытия. Поэтому говорят, что хотя бы давайте разрешите нам застраховать. Да, риски повысились, но мы прекрасно понимаем, что забирать эти самолеты большого желания нет. Зато есть большое желание, чтобы российские компании продолжали платить лизинговые платежи, и желательно, чтобы на случай форс-мажора это очень дорогое имущество на десятки миллиардов долларов было застраховано. По поводу предыдущих послаблений со стороны ЕС пока, к сожалению, со стороны ЕС нет никаких пояснений, разъяснений. Я полагаю, что российские авиакомпании пытаются напрямую со своими контрагентами выяснить, на что конкретно направлено снятие или смягчение этих санкций, а зарубежные контрагенты, партнеры пытаются со своей стороны выяснить у политического руководства, что же все-таки подразумевается. Но более или менее понятной для всех информации, что, допустим, действительно теперь можно напрямую приобретать в Европе запчасти, пока таких данных нет. Существует некая надежда на то, что постепенно определенные жесткие первоначальные санкции будут немного откатываться назад и будут вводиться послабления ввиду того, что европейский бизнес несет колоссальные потери. В краткосрочной перспективе они были готовы пойти на какие-то жертвы, на месяц, два, три, четыре, но поскольку сейчас есть понимание, что история продлится достаточно долго, конечно же, в этой ситуации риски и потери для европейского бизнеса на российском рынке возрастают».
Это взаимовыгодное политическое решение, считает генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий
генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support«Чтобы самолет мог летать в воздушном пространстве какой-либо страны, она требует, чтобы у самолета была страховка гражданской ответственности. Для ЕС это было в пределах 600 млн долларов. Ни одна страховая компания не давала такую большую страховку, они требовали перестрахования рисков. Перестрахованием рисков традиционно занимались банки лондонского Сити. Не было такого, что, допустим, какая-то компания, например «Крылья России», застраховала в какой-нибудь страховой компании Boeing и потом этот Boeing полностью перестраховал условный Lloyd's. Нет, получалось так, что перестраховку покупали: рисков по 10% покупали десять перестраховочных компаний, этим разбрасывали свои риски. Если у авиакомпании нет такой страховки, она автоматически лишалась права влетать в воздушное пространство стран, которые требовали наличие страховки, а таких стран большинство в мире. Это не только ЕС, не только Великобритания или США, это и Турция, и Ближний Восток — подавляющее большинство стран. Российская сторона заинтересована была в том, чтобы снять эти ограничения. Почему Великобритания пошла на это? Я думаю, тут политическое решение, за которым могут стоять интересы, абсолютно не связанные с авиацией. Например, Россия является крупнейшим поставщиком титана для Airbus и Boeing, может быть, связано с этим. Может быть, связано еще с каким-то вторым вопросом, который не афишируется. Но, я думаю, тут сделка, сговор».
В парках российских авиакомпаний сейчас почти тысяча авиалайнеров. Чуть больше 500 из них находятся в лизинге у иностранных компаний. Одним из крупнейших лизингодателей является ирландская AerCap, ей принадлежат более 150 самолетов, которые входят в авиапарки «Аэрофлота», «Победы», Azur Air, Red Wings, «России» и других авиакомпаний.