В России хотят узаконить процедуру снятия пригодных запчастей с самолетов для переустановки их на другие лайнеры. Это необходимо, чтобы поддержать исправность авиапарка в условиях санкций. Насколько безопасна перестановка запчастей с одного борта на другой — разбирался «Ямал-Медиа».
Призыв к Минтрансу
Российские авиакомпании просят Министерство транспорта узаконить каннибализацию самолетов — разрешить законно переставлять компоненты с одних самолетов на другие, сообщили «Известия». Кроме того, предлагается разрешить перестановку запчастей между самолетами разных авиакомпаний.
В настоящий момент распространение «авиационного лего» ограничивают федеральные авиационные правила, которые не предусматривают возможности снятия исправного компонента и последующей установки его на другой борт.
Узаконить процедуру планируют через корректировку мартовского постановления правительства № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году» и его авиационной части. После снятия компонента с другого самолета специалисты будут проверять его на исправность, после чего запчасть будут повторно оценивать и тестировать на другом судне.
Близкий к ведомству источник редакции поделился, что в Минтрансе уже разрабатываются соответствующие поправки — их могут утвердить в марте 2023 года.
Практика уже была
Перестановку запчастей на другие самолеты в России уже практиковали. Чаще всего к этому прибегали, когда доставка необходимого агрегата задерживалась или его ремонт затягивался, рассказал представитель Smartavia Виктор Аношкин. Проблема с наличием деталей обострилась после введения санкций, и в мае некоторым авиакомпаниям пришлось вернуться к практике снятия запчастей с некоторых самолетов. Известно, что «Аэрофлот» начал разбирать один Sukhoi Superjet и один Airbus A350.
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров в разговоре с «Ямал-Медиа» подтвердил, что в России и раньше разбирали самолеты для использования исправных деталей для других бортов. Дело в том, что до санкций вся российская авиация обслуживалась по нормам юрисдикций других стран и по закону перестановка агрегатов была не запрещена. В России разборка самолетов сегодня также не незаконна, но ее необходимо урегулировать, так как все самолеты прошли российскую регистрацию.
Российское воздушное законодательство такие операции [перестановка запчастей] не предусматривает. Поэтому здесь мы отстаем от мировой практики. Ни в коем случае мы не снижаем никакие требования к обеспечению безопасности, напротив, обеспечиваем летающие возможности самолета с исправными запчастям.
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
Обмениваться авиазапчастями компании будут при соблюдении нескольких условий, отметили в Smartavia. В частности, авиаперевозчики начнут передавать сертификаты соответствия на агрегат при его предыдущей установке на самолет и карты тестовых проверок при съеме компонента. Сейчас у перевозчика нет самолетов, которым требуются запчасти, а в S7 Airlines сообщили, что у них нет машин-доноров.
Частые и безопасные рейсы
Роман Гусаров уверен, что инициатива поможет поддержать российский авиапарк. Сейчас есть проблемы с логистикой и запчасть приходится ждать от двух до трех недель, а без нее самолет вынужден стоять.
Если каннибализацию самолетов в стране узаконят, то авиакомпании больше не будут терять деньги из-за простоя лайнеров. Несмотря на то, что жесткого дефицита запчастей в России не наблюдается, новая инициатива все же необходима, подчеркнул собеседник «Ямал-Медиа».
Сейчас самолеты летают очень интенсивно, это говорит о том, что жесткого дефицита запчастей в России нет. Иначе мы бы не смогли как минимум 80% парка воздушных судов держать в небе. Другое дело, что это [доставка запчастей] дольше и сложнее, чем раньше.
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
Он подчеркнул, что отсутствие даже одной запчасти может привести к простаиванию самолета.