Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Авиалесоохрана": почти век на страже леса


8 июля 2022 года Ростех


Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники ФБУ «Авиалесоохрана» России – именно 7 июля считается днем рождения службы. В эти жаркие летние дни пожарные и летчики продолжают вести борьбу с огненной стихией. Такая нелегкая работа требует не только профессиональной подготовки и мужества – необходимо надежное и эффективное оборудование.

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают работники ФБУ «Авиалесоохрана» России – именно 7 июля считается днем рождения службы.
В эти жаркие летние дни пожарные и летчики продолжают вести борьбу с огненной стихией. Такая нелегкая работа требует не только профессиональной подготовки и мужества – необходимо надежное и эффективное оборудование.

Холдинги Ростеха долгие годы сотрудничают с «Авиалесоохраной», создают для нее современную, безопасную технику. О некоторых противопожарных разработках Корпорации – в нашем материале.

История легендарных огнеборцев

Еще в начале прошлого столетия отечественной лесной наукой был сформулирован главный принцип борьбы с пожарами – ранее обнаружение и ликвидация способны уменьшить затраты на тушение, избежать разрушительных последствий. Помочь реализовать это на деле в нашей стране с ее огромными лесными просторами помогла авиация, становление которой как раз и пришлось на тот период.

Днем рождения «Авиалесоохраны» принято считать 7 июля 1931 года, когда с аэродрома городка Урень Нижегородской области впервые специально для авиапатрулирования лесных угодий поднялся самолет По-2. Различные модификации этого легендарного биплана успели послужить «защитниками» лесов, позже к ним присоединились и самолеты-амфибии Ш-2. Так появилась необходимость образования новой профессии – лесной летчик-наблюдатель. Следует отметить, что многие летчики «Авиалесоохраны» в годы Великой Отечественной войны пополнили состав ВВС Красной Армии. При этом в военное время авиационная охрана лесов не прекращалась, а к 1944 году даже удалось увеличить охраняемую площадь и парк воздушных судов.

Авиационный парк «Авиалесоохраны» пополнялся с появлением новых самолетов, позже к ним добавились и вертолеты. Особенно мощное развитие службы пришлось на 1970-1980-е годы – отечественная система охраны лесов стала одной из самых эффективных в мире. Многие технологии в стране были испробованы впервые специалистами «Авиалесоохраны», такие как искусственное вызывание осадков, десантирование людей на спусковых устройствах с вертолетов, использование взрывчатки для тушения пожаров.

«Авиалесоохрана» продолжает стоять на страже российских лесов. Напомним, что в зоне активной охраны находится более половины площади лесного фонда страны, а это почти 500 млн гектаров.

Дожди по заказу: как стреляют в облака пиропатронами

Ежегодно Ростех поставляет «Авиалесоохране» несколько тысяч пиропатронов для вызова осадков. Эта разработка НИИ прикладной химии (НИИПХ) очень помогает в борьбе с огненной стихией, особенно в отдаленных регионах, куда сложно добраться наземной технике.

Облака обстреливаются из самолета специальными патронами с зарядом из йодистого серебра. Каждый пиропатрон весит примерно 80 граммов и сгорает за секунды. Примерно через полчаса продукты горения йодистого серебра вызывают образование дождевого фронта. Стоит отметить, что без такого «обстрела» облака могут спокойно перемещаться по небу, так и не пролившись дождем.

«Клин клином вышибают»: взрыв против пожара

Детонирующий шнур – это устройство для передачи на расстояние инициирующего импульса для возбуждения детонации в зарядах взрывчатых веществ. Взрывание детонирующего шнура производится от капсюля-детонатора или электродетонатора. Взрывной метод прокладки опорных полос с применением детонирующих шнуров уже давно зарекомендовал себя как эффективное средство борьбы с лесными пожарами.

Ежегодно для тушения лесных пожаров в России требуется около 200 км такого шнура. Различные модели детонирующих шнуров производятся на новосибирском предприятии Ростеха – заводе «Искра». По запросу «Авиалесоохраны» недавно здесь был разработан детонирующий шнур ДШН-М160. Как понятно из самого названия, масса взрывчатого вещества в этом шнуре составляет 160 г/м, его применение вдвое эффективнее предшественника ДШН-80.

Пожарный десант: новый парашют для авиапожарных

Первый прыжок с парашютом в целях организации тушения лесного пожара был совершен еще в середине 30-х годов прошлого столетия. Так появилась новая удивительная профессия – парашютист-пожарный.

На протяжении многих лет в авиационной охране лесов эксплуатировались различные типы десантных и спортивно-тренировочных парашютов. Прыжки выполняются с высоты около километра. В случае отсутствия полян и других открытых площадок, приземление осуществляется прямо на деревья в специальном защитном костюме – снаряжении парашютиста-пожарного (СПП).

Парашютные системы продолжают эволюционировать, появляются отечественные разработки нового поколения. Так, в прошлом году Ивановский парашютный завод «Полет» Ростеха презентовал новую модель для «Авиалесоохраны».

«Поиск», так называется новинка, создана с учетом особенностей применения в лесных массивах. В отличие от других парашютов, с которыми работают пожарные, «Поиск» имеет классическую прямоугольную форму из семи секций и им легче управлять. Как отмечают специалисты, именно потеря устойчивости парашюта – одна из серьезных опасностей в лесах. Дело в том, что деревья задерживают воздух, купол недостаточно наполняется и поэтому может стать неуправляемым.

Винтокрылый помощник: Ми-8 лесопожарной специализации

С появлением вертолетной техники к лесным парашютистам добавились десантники-пожарные, которые с помощью спусковых устройств могут высадиться практически в любом месте.

Первыми винтокрылыми «работниками», поступившими в 1950-е годы на службу в авиалесоохрану, стали Ми-4, а позже их сменил самый массовый в мире вертолет Ми-8. Модификации этой многоцелевой машины всегда составляли значительную часть авиапарка службы. И сегодня холдинг «Вертолеты России» Госкорпорации Ростех поставляет «Авиалесоохране» современного преемника легендарной «восьмерки» – вертолет Ми-8МТВ-1. Многоцелевые вертолеты семейства Ми-8МТВ-1 могут работать практически в любых климатических условиях.

Каждый Ми-8МТВ-1 способен перевозить до 22 десантников-пожарных и хорошо «вооружен» для борьбы с пожарами – внешняя подвеска грузоподъемностью до 4 тонн, водосливное устройство для доставки и сброса огнегасящей смеси, спусковые устройства для десантирования мобильных групп и  бортовая лебедка для подъема или спускания одного-двух человек к месту локализации пожара.

Сверху видней: дроны для мониторинга лесов

Сотни самолетов ежегодно следят за пожароопасной ситуацией в наших лесах. В последние годы к ним присоединились беспилотники. Дроны составили отличную альтернативу пилотируемой авиатехнике и оказались незаменимы в некоторых ситуациях. В первую очередь способны взять на себя наиболее опасные вылеты, и таким образом снизить риски для пилотов.

К примеру, в настоящий момент беспилотные летательные аппараты компании ZALA AERO мониторят территорию национального парка «Земля леопарда» в Приморье. Здесь проживают редкие крупные кошки – дальневосточный леопард и амурский тигр. Сегодня не браконьеры, а лесные пожары являются главными врагами этих животных, как и всех остальных обитателей «Земли леопарда». В этом году пожароопасный период в нацпарке был объявлен с начала марта. Противопожарное оборудование приведено в «боевую» готовность, в том числе и беспилотники.

Дроны ZALA пролетают на «Землей леопарда» на высоте до трех километров. Они никак не тревожат животных – аппарат с земли не увидеть и не услышать. При этом сам беспилотник ничего не упустит из виду – помогают камеры с многократным увеличением изображения, а ночью и в условиях плохой видимости используются тепловизоры. В мобильном штабе за ситуацией наблюдают в режиме реального времени.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer