В Самаре может развернуться масштабное серийное производство новых среднемагистральных российских самолетов под рабочим названием Д-70.
Они заменят в воздушном парке авиакомпаний РФ франко-итальянский ATR 72, который станет прообразом новой российской модели.
В июне 2022 года стало известно о готовящемся возрождении авиастроения и в Самаре. Об этом РИА «Новости» в ходе XV Петербургского международного экономического форума сообщил губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.
«Я хочу, чтобы предприятие вновь выпускало самолеты. Мы понимаем, какие самолеты, но говорить об этом рано… Это процесс не быстрый… Я надеюсь, что нам многое удастся сделать для возрождения в полной мере выпуска самолетов на самарской земле», — цитирует Азарова издание.
Какой именно самолет могут выпускать на «Авиакоре», Дмитрий Азаров говорить не стал. Занавес тайны приоткрыли на прошлой неделе в министерстве промышленности и торговли Самарской области. В ответ на вопрос «Самарского обозрение» о перспективах «русификации» Ан-140 в ведомстве сообщили, что последний такой самолет, собиравшийся «Авиакоре», передан заказчику еще в 2016 году.
«С тех пор предприятие рассматривало возможность производства альтернативного регионального самолета с полной российской локализацией, включая изготовление всех компонентов. В настоящий момент работы продолжаются. Рабочее название самолета Д-70», — констатировали в ведомстве.
Параметры проекта Д-70 в минпроме разглашать не стали.
Между тем, как стало известно газете «Самарское обозрение», проект Д-70 способен ввести «Авиакор» в потенциально весьма перспективную нишу.
Он по сути дела должен стать аналогом ATR 72. Это турбовинтовой среднемагистральный пассажирский самолет производства франко-итальянского концерна Avions de Transport Régional. С начала выпуска в 1989 году самолет имел несколько версий: ATR-72-100, ATR-72-200, ATR 72-210, ATR-72-500 и ATR 72-600. Авиакомпании России эксплуатируют ATR-72-500. Это судно предназначено для перевозки порядка 70 пассажиров.
Максимальная крейсерская скорость ATR 72 — 510 км/ч, дальность полета — 1650 км, высота – 7620 км. Размах крыла такого судна равен 27,05 метров, длина — 27,166 метров. Его аналогами в той или иной степени можно считать Bombardier Q Series, Saab 2000, Ан-24, Ан-140 и Ил-114.
Одной из отличительных особенностей ATR 72 является то, что его конструкция не предусматривает вспомогательную силовую установку. Вместо нее в машине установлен пропеллерный тормоз, который обеспечивает ее как электричеством, так и воздухом.
Такое конструкторское решение, по информации специализированных сайтов, позволило существенно снизить массу модели и объем потребляемого ATR 72 горючего. Кроме того, использование турбовинтовых двигателей делает самолет проще в обслуживании.
А расположение их высоко от земли помогает машине, как указывается в авиационном справочнике «Самолет», «взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах далеко не лучшего состояния». При этом лайнеру требуется полоса протяженностью немногим более километра для взлета и посадки.
Такими ВПП, по информации «Самолета», обычно располагают аэродромы небольших городов. Кроме того, модель отличается безопасностью. Неполадки в работе подобных самолетов, по информации fly-inform.ru, обычно связаны с обледенением, поэтому они не используются на авиарейсах, проходящих через регионы с суровым климатом.
В целом, ATR-72 занимают нишу среднемагистральных самолетов. Федеральные эксперты отмечали, что до «коронакризиса» объем поставок на внутренний рынок таких машин составлял 50–70 в год. Эксперты характеризуют эту нишу как весьма конкурентную.
При этом на фоне устаревания действующего парка сегмент региональных самолетов отличается недостатком отечественных аналогов.
Об этом, в частности, СМИ рассказывал руководитель интернет-портала AVIA.RU Network Роман Гусаров. То, что рынок необходимо насыщать машинами для региональной авиации, подчеркивали и другие федеральные эксперты еще в конце 2021 года, заявляя что потребности в таких машинах составляют не менее 50 таких в год.
Особенно остро вопрос встал в 2022 году, в условиях действия антироссийских санкций, которые фактически лишили авиакомпании страны возможности обновлять парк европейских самолетов.
В парках российских авиакомпаний число воздушных судов, которые находятся в иностранных реестрах, превалирует – таковых 739. Всего в России эксплуатируют 1367 воздушных судов.
В общей сложности на ATR-72-500 в настоящий момент летают пилоты 115 авиакомпаний из 74 стран мира. В России эксплуатантами данной модели выступают Utair и KrasAvia.
По информации официального сайта utair.ru, во флоте авиакомпании 15 таких самолетов. Согласно данным samolety.org самому новому ATR-72, который эксплуатирует Utair, в этом году исполнилось семь лет.
В парке Krasavia, согласно данным официального сайта авиакомпании, пять самолетов ATR 42-500. Эта модель выступает «предшественником» ATR-72. Воздушных судов ATR-72-500 у KrasAvia два.
Они приобретены 2020 году в собственность авиакомпании при поддержке администрации Красноярского края. Самолеты выпущены в 2010 году, ранее летали на региональных маршрутах в Швеции.