Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS


3 июля 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


Очередные испытания американского гиперзвукового оружия завершились полным провалом. В пятницу, 29 июня, стало известно, что в ходе тестирования у перспективной сверхскоростной ракеты CPS возникли проблемы с запуском второй ступени. В результате испытания завершились аварией. Это уже не первая серьезная неудача в программе гиперзвукового оружия Соединенных Штатов. Но сейчас новый провал может заметно затормозить продвижение работ и вообще порождает вопросы о темпах американской программы создания гиперзвука. О том, сможет ли Пентагон в ближайшее время принять на вооружение такие системы, разбирался главный редактор интернет-проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Очередные испытания американского гиперзвукового оружия завершились полным провалом. В пятницу, 29 июня, стало известно, что в ходе тестирования у перспективной сверхскоростной ракеты CPS возникли проблемы с запуском второй ступени. В результате испытания завершились аварией. Это уже не первая серьезная неудача в программе гиперзвукового оружия Соединенных Штатов. Но сейчас новый провал может заметно затормозить продвижение работ и вообще порождает вопросы о темпах американской программы создания гиперзвука. О том, сможет ли Пентагон в ближайшее время принять на вооружение такие системы, разбирался главный редактор интернет-проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Ракетный проект CPS — морская часть программы создания гиперзвукового комплекса средней дальности Long-Range Hypersonic Weapon (LRHW), которая ведется в интересах армии США. По программе CPS создается аэробаллистическая гиперзвуковая ракета с мощным двухступенчатым разгонным блоком. В 2025 году ею планируется вооружить новейшие стелс-эсминцы «Зумвальт», а с 2028-го поставить на универсальные ударные подводные лодки «Вирджиния» модификации «Блок-V». Запас по времени на создание этого ракетного комплекса вроде бы есть, но вообще-то для проведения испытаний столь сложной и современной системы вооружений требуется не один год. И время тут работает никак не на успех американского гиперзвука.

Тем более что нет особых успехов и в работах собственно по «материнской» программе LRHW, в рамках которой создается сухопутный мобильный ракетный комплекс «Дарк Игл». В этом году его планируют вывести на реальные пуски, но пока по этой программе лишь поставили в вооруженные силы макетный образец комплекса для обкатки в реальных условиях. А вот серьезным количеством успешных пусков похвалиться американцам пока также не получается. Хотя, вероятно, именно ради этого комплекса в свое время и был уничтожен Договор об ограничении ракет средней и малой дальности.

Оба комплекса имеют схожую конструкцию: основной боевой элемент — управляемый клинообразный гиперзвуковой боевой блок, который двигается в верхних и средних слоях атмосферы по инерции разгона от мощной твердотопливной ступени. Примерно так же, как это происходит у российского гиперзвукового комплекса «Авангард», но с той разницей, что габариты и дальность действия американской ракеты будут в несколько раз меньше, чем у российского «стратега». Старт происходит вертикально из пусковой установки, далее ракета по пологой баллистической траектории разгоняет боевой блок до достижения гиперзвуковой скорости и запускает его в самостоятельный свободный полет к цели.

Считается, что дальность действия сухопутного «Дарк Игла» составит чуть меньше 2800 км, а по морскому комплексу CPS с учетом более мощного двухступенчатого разгонного блока можно предположить дальность действия не менее 3000–3500 км. Заявляется, что максимальная скорость LRHW / CPS составит до 17 М — быстрее сейчас только стратегический гиперзвуковой «Авангард». Перехват малогабаритного маневрирующего гиперзвукового боевого блока такой ракетной системы при современном уровне развития систем ПРО будет крайне затруднен — в той же степени, что и перехват российских гиперзвуковых комплексов. Это, в свою очередь, позволяет использовать их не только с ядерными боевыми частями, но и с обычными «конвенциональными» боеголовками — в таком снаряжении они могут применяться в конфликтах с неядерными странами и при выполнении контртеррористических операций. Таким образом, могут решаться соответствующие боевые задачи с уменьшением риска перерастания конфликта в ядерный.

Провал или нет?

Почему американских ракетчиков в их борьбе за гиперзвук преследуют неудачи? Есть несколько серьезных причин.

Во-первых, в отличие от СССР и России перед США никогда не стояла насущная необходимость борьбы с чужим авианосным флотом, который прикрыт мощной системой противовоздушной обороны. Одним из драйверов появления в России ракет «Циркон» был огромный опыт создания сверхзвуковых противоавианосных ракет в СССР, логическим развитием которых и стал «Циркон». Этой сверхскоростной ракете обычная ПВО авианосного соединения уже не страшна. Тепличные условия превосходства американского авианосного флота сыграли с работами по гиперзвуковым комплексам в США злую шутку — это направление ракетостроения долгие годы не выходило за рамки экспериментов и не решало задач создания реальных боевых систем.

Во-вторых, за океаном существовал некоторый скепсис по поводу того, смогут ли работы по созданию гиперзвуковых систем в России завершиться успехом. Казалось бы — старые советские наработки, лежащие в основе «Авангарда», и хитрый «ход конем», когда, подвесив сухопутный «Искандер» на самолет, был создан комплекс «Кинжал», — не могут вывести на свет сколь-нибудь серьезные боевые системы.

Но это оказалось не так. Оба российских гиперзвуковых комплекса оказались весьма эффективными и особенно с учетом критерия «стоимость – эффективность». Этими относительно недорогими и элегантными решениями Россия получила две мощнейшие «несбиваемые» системы вооружения — одну стратегическую и вторую многофункциональную и к тому же воздушного базирования.

В-третьих, в США существовала некоторая переоценка своих сил и возможностей и недооценка технической сложности создания такого рода систем. Об этом говорит и постоянное движение планов вправо во времени и обилие неудач на испытаниях. Вероятно, в Штатах слишком понадеялись на то, что с новыми материалами и передовой электроникой можно будет «на раз-два-три» сделать системы, которые по сложности граничат с выводом на орбиту первого искусственного спутника земли.

«Циркон», — это очень серьезный стимул, а финансовые и технологические возможности за океаном огромны. И подобно космической гонке конца 1950-х годов Америка будет нас догонять и рано или поздно догонит.

Так мы и придем к новому «статус-кво»: противостоянию различных ударных и оборонительных систем, их комбинаций с сочетаниями разнородных сил — авиацией, флотом, сухопутными силами. И тут не будет кардинальных неожиданностей — в выигрыше будет та армия, которая сможет обеспечить наиболее разумное взаимодействие и применение всего этого арсенала средств. И вот к этому «завтра» надо готовиться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer