Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Неопытный образец: что стоит за неудачным испытанием ракеты CPS


3 июля 2022 года Дмитрий Корнев, Известия


Очередные испытания американского гиперзвукового оружия завершились полным провалом. В пятницу, 29 июня, стало известно, что в ходе тестирования у перспективной сверхскоростной ракеты CPS возникли проблемы с запуском второй ступени. В результате испытания завершились аварией. Это уже не первая серьезная неудача в программе гиперзвукового оружия Соединенных Штатов. Но сейчас новый провал может заметно затормозить продвижение работ и вообще порождает вопросы о темпах американской программы создания гиперзвука. О том, сможет ли Пентагон в ближайшее время принять на вооружение такие системы, разбирался главный редактор интернет-проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Очередные испытания американского гиперзвукового оружия завершились полным провалом. В пятницу, 29 июня, стало известно, что в ходе тестирования у перспективной сверхскоростной ракеты CPS возникли проблемы с запуском второй ступени. В результате испытания завершились аварией. Это уже не первая серьезная неудача в программе гиперзвукового оружия Соединенных Штатов. Но сейчас новый провал может заметно затормозить продвижение работ и вообще порождает вопросы о темпах американской программы создания гиперзвука. О том, сможет ли Пентагон в ближайшее время принять на вооружение такие системы, разбирался главный редактор интернет-проекта MilitaryRussia Дмитрий Корнев.

Ракетный проект CPS — морская часть программы создания гиперзвукового комплекса средней дальности Long-Range Hypersonic Weapon (LRHW), которая ведется в интересах армии США. По программе CPS создается аэробаллистическая гиперзвуковая ракета с мощным двухступенчатым разгонным блоком. В 2025 году ею планируется вооружить новейшие стелс-эсминцы «Зумвальт», а с 2028-го поставить на универсальные ударные подводные лодки «Вирджиния» модификации «Блок-V». Запас по времени на создание этого ракетного комплекса вроде бы есть, но вообще-то для проведения испытаний столь сложной и современной системы вооружений требуется не один год. И время тут работает никак не на успех американского гиперзвука.

Тем более что нет особых успехов и в работах собственно по «материнской» программе LRHW, в рамках которой создается сухопутный мобильный ракетный комплекс «Дарк Игл». В этом году его планируют вывести на реальные пуски, но пока по этой программе лишь поставили в вооруженные силы макетный образец комплекса для обкатки в реальных условиях. А вот серьезным количеством успешных пусков похвалиться американцам пока также не получается. Хотя, вероятно, именно ради этого комплекса в свое время и был уничтожен Договор об ограничении ракет средней и малой дальности.

Оба комплекса имеют схожую конструкцию: основной боевой элемент — управляемый клинообразный гиперзвуковой боевой блок, который двигается в верхних и средних слоях атмосферы по инерции разгона от мощной твердотопливной ступени. Примерно так же, как это происходит у российского гиперзвукового комплекса «Авангард», но с той разницей, что габариты и дальность действия американской ракеты будут в несколько раз меньше, чем у российского «стратега». Старт происходит вертикально из пусковой установки, далее ракета по пологой баллистической траектории разгоняет боевой блок до достижения гиперзвуковой скорости и запускает его в самостоятельный свободный полет к цели.

Считается, что дальность действия сухопутного «Дарк Игла» составит чуть меньше 2800 км, а по морскому комплексу CPS с учетом более мощного двухступенчатого разгонного блока можно предположить дальность действия не менее 3000–3500 км. Заявляется, что максимальная скорость LRHW / CPS составит до 17 М — быстрее сейчас только стратегический гиперзвуковой «Авангард». Перехват малогабаритного маневрирующего гиперзвукового боевого блока такой ракетной системы при современном уровне развития систем ПРО будет крайне затруднен — в той же степени, что и перехват российских гиперзвуковых комплексов. Это, в свою очередь, позволяет использовать их не только с ядерными боевыми частями, но и с обычными «конвенциональными» боеголовками — в таком снаряжении они могут применяться в конфликтах с неядерными странами и при выполнении контртеррористических операций. Таким образом, могут решаться соответствующие боевые задачи с уменьшением риска перерастания конфликта в ядерный.

Провал или нет?

Почему американских ракетчиков в их борьбе за гиперзвук преследуют неудачи? Есть несколько серьезных причин.

Во-первых, в отличие от СССР и России перед США никогда не стояла насущная необходимость борьбы с чужим авианосным флотом, который прикрыт мощной системой противовоздушной обороны. Одним из драйверов появления в России ракет «Циркон» был огромный опыт создания сверхзвуковых противоавианосных ракет в СССР, логическим развитием которых и стал «Циркон». Этой сверхскоростной ракете обычная ПВО авианосного соединения уже не страшна. Тепличные условия превосходства американского авианосного флота сыграли с работами по гиперзвуковым комплексам в США злую шутку — это направление ракетостроения долгие годы не выходило за рамки экспериментов и не решало задач создания реальных боевых систем.

Во-вторых, за океаном существовал некоторый скепсис по поводу того, смогут ли работы по созданию гиперзвуковых систем в России завершиться успехом. Казалось бы — старые советские наработки, лежащие в основе «Авангарда», и хитрый «ход конем», когда, подвесив сухопутный «Искандер» на самолет, был создан комплекс «Кинжал», — не могут вывести на свет сколь-нибудь серьезные боевые системы.

Но это оказалось не так. Оба российских гиперзвуковых комплекса оказались весьма эффективными и особенно с учетом критерия «стоимость – эффективность». Этими относительно недорогими и элегантными решениями Россия получила две мощнейшие «несбиваемые» системы вооружения — одну стратегическую и вторую многофункциональную и к тому же воздушного базирования.

В-третьих, в США существовала некоторая переоценка своих сил и возможностей и недооценка технической сложности создания такого рода систем. Об этом говорит и постоянное движение планов вправо во времени и обилие неудач на испытаниях. Вероятно, в Штатах слишком понадеялись на то, что с новыми материалами и передовой электроникой можно будет «на раз-два-три» сделать системы, которые по сложности граничат с выводом на орбиту первого искусственного спутника земли.

«Циркон», — это очень серьезный стимул, а финансовые и технологические возможности за океаном огромны. И подобно космической гонке конца 1950-х годов Америка будет нас догонять и рано или поздно догонит.

Так мы и придем к новому «статус-кво»: противостоянию различных ударных и оборонительных систем, их комбинаций с сочетаниями разнородных сил — авиацией, флотом, сухопутными силами. И тут не будет кардинальных неожиданностей — в выигрыше будет та армия, которая сможет обеспечить наиболее разумное взаимодействие и применение всего этого арсенала средств. И вот к этому «завтра» надо готовиться.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer