Россиянам давно уже надоело реагировать на бесконечные пакеты санкций, которые объявляет нам Запад. Однако очередной седьмой санкционный пакет, озвученный Евросоюзом накануне, можно сказать, удивил. В нем как бы между строк говорится: Евросоюз «скорректировал» ограничения на поставки ряда товаров и оказание услуг российской авиационной отрасли. Смысл этого пояснил авиаэксперт Роман Гусаров.
Вот так новость! Проще говоря, новыми «санкциями» Европа не запрещает, а разрешает продавать российским авиаперевозчикам запчасти, расходные материалы, услуги – все то, что ранее сама-же себе и запретила?
Как понимать столь неожиданную трактовку понятия «санкции», «МК» выяснил у авиаэксперта, руководителя интернет-портала AVIA.RU Network Романа Гусарова.
- Европа объясняет это тем, - говорит эксперт, - что, якобы, выполняет обязательства перед Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Дескать, снимаем запрет на поставку авиационной номенклатуры в тех рамках, которые необходимы для обеспечения безопасности полётов.
А какая номенклатура у нас обеспечивает безопасность полёта? Да практически вся! Это и запчасти, и сертификаты, и инструменты, и расходные материалы - буквально всё. Наличие любой запчасти критично для безопасности полетов. Это следует из документа и того, как мы его понимаем.
- Разве его можно понять как-то по-другому?
- То, как они решат трактовать свои собственные формулировки, нам еще предстоит понять. У них бывает: пишут одно, а в результате получается совсем другое.
- Вам не кажется, что объявленная в седьмом санкционным пакете корректировка сделана в интересах самих европейских компаний? У нас из-за санкций в лизинге «застряли» их самолеты, которые остаются иностранной собственностью. Владельцы не желают, чтобы на них мы были вынуждены ставить контрафактные детали и обслуживались их где-то «левым» образом. Вот потому они добились таких разрешений.
- Конечно, владельцы авиатехники заинтересованы в том, чтобы их дорогостоящее имущество эксплуатировалась безопасно. Им важно, чтобы для этого были необходимые запчасти, чтобы их самолеты не стояли у стенки, не возвращались к ним обратно из-за невозможности эксплуатации. Им выгодно, чтобы самолеты летали. Тогда за них идут лизинговые платежи, на них покупаются запчасти, производится обслуживание…
Так что сейчас происходит фактически то, о чём я говорил ещё три месяца назад: на короткое время лизингодатели, возможно, и готовы пойти на жертвы – выпороть сами себя своими же санкциями. Но в длинную, когда они поймут, что все эти страшно невыгодные для них санкции рассчитаны на очень длительный строк, то они, безусловно, начнут откатывать назад. Долго нести многомиллиардные убытки они точно не захотят.
- Получается, теперь вопрос с обслуживанием наших самолётов запчастями и расходными материалами западного производства решён? Остаётся пока запрет на полёты за рубеж.
- Давайте подождём. Пока еще не всё ясно. Когда получим более расширенную информацию, тогда и будем делать окончательные выводы.
Но если внимательно посмотреть на представленный документ, то похоже, что табу на многие запреты для нашей авиации там действительно снимаются. Хотя следует еще понять, как в соответствии с принятыми решениями, поведут себя сами западные компании. Возможно, в связи с общей антироссийской истерией, они всё-таки будут по-прежнему перестраховаться. Но я полагаю, это продлится недолго.