Евросоюз смягчил ограничения против российской гражданской авиации, однако эксперты уверены, что это несущественно улучшит ситуацию в отрасли. Послабления коснутся отмены запрета на поставки ряда товаров и оказания услуг. Как сказано в заявлении Совета Европы, это необходимо для «сохранения технических и промышленных стандартов, установленных Международной организацией гражданской авиации». И хотя формально это звучит так, будто все ограничения для российской авиации снимаются, тем не менее остается множество нерешенных вопросов, говорят эксперты. Тему продолжит Владислав Викторов.
Запрет на продажу России самолетов и запчастей к ним, который ЕС ввел почти сразу после начала боевых действий на Украине, действительно оказался очень болезненным. Это признавали даже в Минтрансе. И хотя многие перевозчики сумели вывезти большую часть авиапарка в Россию и перерегистрировать порядка 800 лайнеров, вопрос обслуживания это решило лишь отчасти. Лизингодатели категорически не соглашались передавать суда даже с доплатой, поэтому ситуация оказалась в подвешенном состоянии. И то, что Евросоюз разрешил продавать в Россию авиатовары и услуги, оказалось большим сюрпризом, но хорошим.
Ведь, по сути, это означает, что самолеты российских авиакомпаний действительно легально смогут вернуться в строй, говорит главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский: «Поставка технических услуг для обеспечения соответствия нормам ICAO — это как раз полный пакет обслуживания, технического обеспечения. Нет такого, что частично мы что-то поставим, а какие-нибудь винтики или двигатели нет. Наши авиакомпании заняли правильную позицию в той части, что лизинговые платежи сейчас резервируются на спецсчете, чтобы прошла оплата за эти самолеты, когда такая возможность появится».
Однако если это действительно возможно, то процесс будет небыстрым. Потребуются еще разъяснения от производителей, например, компании Airbus. Если она подтвердит готовность передавать запчасти и обслуживать суда, тогда будет проще решить вопрос с лизингодателями, которые по международным законам до сих пор считаются собственниками лайнеров. Но, несмотря на смягчение позиции ЕС, 20 российских перевозчиков по-прежнему находятся в черных списках, и попасть в Европу для обслуживания они не смогут. А если ремонт проведут в России, это не будет считаться законным, поясняет обозреватель журнала Aviation Explorer Владимир Карнозов:
«Если они просто декларируют, что будут продавать нам какие-то запчасти, но при этом авиакомпании останутся в черном списке, то это политика двойных стандартов.
Самолеты, которые остались в России, уже проходили техническое обслуживание у нас в стране — менялись какие-то запчасти. Для Европы это недействительно, потому что процедура якобы выполняется не по стандартам ICAO. Да, какие-то подвижки будут — станут покупать некоторые запчасти. То, что они будут делать, все равно будет считаться незаконным».
Но как минимум европейские производители будут нести ответственность за возможные чрезвычайные происшествия с участием их самолетов. Это одно из условий Международной организации гражданской авиации, стандартам которой, судя по решению ЕС, должны соответствовать проданные России самолеты, говорит член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков. А в лучшем случае российские перевозчики смогут консультироваться с иностранными производителями при нештатных ситуациях, отмечает он:
«Одно из ключевых требований ICAO состоит в том, что компания-производитель воздушного судна несет за него ответственность весь период его эксплуатации и должна согласовывать любые изменения. То есть были случаи, когда, допустим, надо было изменить модель бортового холодильника для пассажиров, и все равно это всегда проводилось через компанию-производителя».
Впрочем, даже если допустить, что Россия действительно получит возможность обслуживать технику по всем международным стандартам, это вовсе не означает, что они будут летать в Европу. Однако полеты в другие страны станут безопаснее, ведь тогда владельцы судов не будут пытаться их арестовать.