С авиадебоширами сталкиваются авиакомпании всех стран мира, неадекватные пассажиры могут представлять угрозу не только для членов экипажа, но и для всех, кому не повезло оказаться с ними в воздухе. При этом радикальные средства борьбы нигде не используются. О причинах этого, а также о том, что считается оптимальным для защиты от хулиганов на борту, рассказал в беседе с «Радио 1» главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров.
«Конечно, были радикальные предложение – от электрошокеров до газовых пистолетов и пластиковых пуль. Но ничего такого на большой высоте в замкнутом пространстве применять нельзя, это крайне опасно – и для других пассажиров, и для всего самолёта. Например, тот же шокер – не дай бог он замкнёт на обшивку самолёта, повредит системы управления, и дальше только катастрофа. Уже не говоря о том, что злоумышленник может оказаться сильнее и завладеть спецсредствами, тем же шокером или дубинкой», – сказал Гусаров.
Он добавил, что раньше в США за порядком на борту следил специальный авиационный маршал, вооружённый огнестрельным оружием, но от такой практики отказались.
«Во-первых, это огромные расходы – нужно было очень много сотрудников, к тому же маршал занимает место. Кроме того, один человек, даже вооружённый, ничего не может сделать с компанией подвыпивших мужчин, особенно прошедших какую-то подготовку. И на статистике происшествий наличие авиационных маршалов никак не сказывалось. Поэтому от них решили оказаться ввиду их низкой эффективности и колоссальной расходной части», – пояснил Гусаров.
Он отметил, что на сегодняшний день наиболее эффективными средствами наведения порядка на борту являются пластиковые наручники и ремни, которые позволяют обездвижить хулигана и безопасно доставить до пункта назначения.
«Именно такие средства используются в большинстве стран. Все действуют примерно в одном ключе и никогда не переходят к более радикальным методам», – отметил собеседник «Радио 1».
Кроме того, для обеспечения порядка на борту важно наделить экипаж правами использовать эти спецсредства. Большое значение имеет также подготовка экипажа.
«Чтобы противостоять неадекватному человеку, экипаж должен обладать, в первую очередь, определёнными полномочиями, которыми раньше не обладал – было право только на самооборону. На сегодняшний день государство пытается наделить экипажи такими полномочиями. (…) Акцент делается на подготовку экипажа, и в первую очередь – психологическую подготовку, потому что зачастую человека можно успокоить просто словами. А второе – это физическая подготовка», – пояснил Гусаров.
По мнению эксперта, чтобы полёты стали ещё более безопасными, следует наделить пассажиров правом помогать экипажу утихомиривать хулигана. Однако пока этот вопрос не рассматривается, поэтому пассажирам следует быть острожными – любое их действие по помощи в борьбе с дебоширом закон будет рассматривать как нападение.
Ранее сообщалось, что 5 июня в России вступил в силу закон, дающий экипажам самолётов право использовать на борту специальные средства сдерживания. При этом перечень спецсредств, куда вошли пластиковые наручники и нейлоновые ремни для связывания, станет актуальным только с 1 сентября.