Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Поддуть клапаны: на спасение трех авиакомпаний потратят 17 млрд рублей


4 июня 2022 года Софья Смирнова, Известия


Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Правительство РФ выкупит облигации S7 Airlines на 13,7 млрд рублей, «Уральских авиалиний» — на 3 млрд рублей, «Авроры» — на 366 млн рублей. В ближайшее время опубликуют соответствующее распоряжение. Это не первое крупное вливание в частные отраслевые структуры. Так, поддержку получит Газпромбанк на сумму 50 млрд рублей, а также «Аэрофлот», РЖД, ДОМ.РФ. Средства возьмут из Фонда национального благосостояния. О последствиях для авиарынка и российской экономики — в материале «Известий».

Реальная поддержка

Авиаотрасль, существенно пострадавшая в период антиковидных ограничений в России и мире, сейчас является одной из наиболее уязвимых сфер вследствие военной спецоперации на Украине и санкций западных стран, считает руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

— Среди отрицательных факторов — полное закрытие авиасообщения с ЕС, США и Великобританией, приостановка полетов в ряд городов на юге России, запрет поставки в Россию воздушных судов и запчастей к ним, одностороннее досрочное прекращение договоров лизинга с российскими авиаперевозчиками по инициативе лизингодателей. По данным Росстата, грузооборот транспортной авиации в России в апреле рухнул почти на 85% к апрелю прошлого года, а пассажирские авиаперевозки — на 20,8%, — продолжает она.

По мнению аналитика, авиаотрасль — одна из ключевых в современной экономике, поэтому докапитализация компаний необходима для продолжения ее бесперебойной деятельности, хотя, по всей видимости, в новых условиях бизнес-модели в этой сфере будут реструктурироваться.

— В условиях, когда правительству приходится существенно наращивать бюджетные расходы для смягчения кризисных последствий в экономике и поддержания ее «структурной трансформации», а возможности привлечения госзаимствований на долговых рынках существенно ограничены, ФНБ становится одним из инструментов докапитализации компаний, оказавшихся в проблемной ситуации вследствие резкого изменения экономических условий. Решения по использованию его средств в этих целях уже принимались правительством и ранее, в частности, для «Аэрофлота», РЖД, ДОМ.РФ, — уточняет Ольга Беленькая.

По данным эксперта, средства ФНБ на 1 мая составляли около 11 трлн рублей, из них объем ликвидных активов — 7,876 трлн рублей. Несмотря на то что ФНБ изначально и задумывался как часть устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу, средства из него не используются для текущих выплат пенсионерам.

— Дефицит Пенсионного фонда финансируется за счет трансферта из федерального бюджета, а на софинансирование пенсий сейчас тратятся относительно небольшие средства (в апреле — 2,5 млрд рублей). В текущем году с учетом ожидаемого дефицита федерального бюджета (по оценке министра финансов Антона Силуанова, он может составить минимум 1,6 трлн рублей) средства ФНБ могут наряду с другими накопленными резервами использоваться для покрытия бюджетного дефицита, — резюмирует Ольга Беленькая.

Сохранить источник

Фонд национального благосостояния формируется за счет поступлений от налога на добычу полезных ископаемых, который нефтегазовые компании платят ежемесячно, а также экспортных пошлин от продажи нефти, газа и их производных, комментирует управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Тем не менее в текущем году ФНБ больше не получает части сверхдоходов от экспорта углеводородов, следовательно, поступает средств значительно меньше, чем тратится, — поясняет аналитик.

По мнению эксперта, мировые цены на нефть и газ растут. Несмотря на это, дальнейшая успешная реализация, а значит, и пополнение ФНБ находятся под вопросом.

— Во-первых, из-за антироссийских санкций целые страны отказываются импортировать российскую нефть и уже заявили об этом публично. Во-вторых, оставшиеся покупатели уже говорят о том, что готовы покупать российскую нефть с дисконтом. Первой, кто об этом заявил, стала Индия. В-третьих, вероятно снижение объемов добычи из-за устаревания оборудования, нехватки комплектующих и сервисного обслуживания: из России ушли четыре крупнейшие нефтесервисные компании. Есть и противоположная тенденция — уход в «серую» зону: так, набирает популярность практика переналива из одного танкера в другой и продажа российской нефти как нероссийской. В этом случае реальный подсчет объема продаж и выручки под вопросом, а значит, и пополнение ФНБ за счет экспортной выручки станет непрозрачным со следующего года, — рассуждает она.

— Выкуп облигаций — только одна из мер поддержки. Несколько дней назад ряд авиакомпаний открыли в банках специальные счета типа С для лизинговых платежей в пользу иностранных компаний. Да, воспользоваться ими прямо сейчас не будет возможности. Тем не менее механизм выступит неким аналогом банковской гарантии: после снятия санкций в отношении российских компаний деньги будут доступны немедленно. В дальнейшем мер поддержки будет еще больше, но стоит прислушаться прежде всего к мнению участников рынка, — отмечает Екатерина Косарева.

Без риска

Благодаря выкупу облигаций авиакомпаний на средства ФНБ частные компании получат финансирование и смогут продолжать бесперебойную работу, утверждает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

— Граждане смогут оперативно перемещаться по РФ. А российская экономика в том числе зависит от мобильности граждан. Перебои с авиасообщением негативно сказались бы на всей экономике, авиакомпаниям была необходима поддержка из средств ФНБ, — подчеркивает аналитик.

По мнению эксперта, мера поддержки благоприятно скажется на стабильном пополнении ПФР.

— Поскольку авиакомпании продолжат свою работу, их сотрудники будут получать оплату, а средства в Пенсионный фонд продолжат поступать, — продолжает он.

ФНБ был создан для поддержки экономики в трудный период и сейчас настал такой момент, говорит собеседник «Известий».

— То, что эти средства из ФНБ вообще выделяются и работают, а не заморожены до непонятных времен, — момент положительный. Кроме того, нет риска потерь: структура финансирования авиакомпаний через облигации предполагает возврат средств в ФНБ. Следовательно, это не повлияет на объемы фонда, — подытоживает Тузов.

Здесь и сейчас

Правительство приняло вынужденное решение о докапитализации авиакомпаний, которые терпят убытки по ряду причин, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

— Во-первых, введенные санкции со стороны Запада, ограничение авиасообщения с зарубежными государствами. А ведь именно международные перелеты приносили перевозчикам прибыль — внутренние рейсы субсидируются государством для сдерживания цен на авиабилеты. Во-вторых, закрытие аэропортов на юге России, сокращение турпотока в эти регионы (Крым, Краснодарский край). В-третьих, снижение спроса на авиаперелеты у россиян в связи с ростом стоимости билетов, — перечисляет он.

По мнению эксперта, принимаемые правительством меры помогут авиакомпаниям пережить сложный период.

— Так, динамика пассажирооборота по всем видам транспорта в апреле составляла –7,5% против –4,0% год к году в марте и 23,0% год к году в феврале. То есть происходит ухудшение показателей пассажиропотока, авиакомпании терпят убытки, требуется поддержка отрасли, — оценивает он.

Изначально ФНБ создавался как средство финансирования будущих пенсий, но сейчас деньги, накопленные за счет высоких цен на энергоносители, направляются на поддержку ведущих компаний отдельных секторов и отраслей, говорит аналитик.

— Это необходимо, чтобы не допустить ухудшения ситуации в экономике страны, чтобы наименее болезненно пройти сложный кризисный период и не допустить роста масштабов негативных явлений: банкротства предприятий, роста безработицы, — объясняет эксперт.

Что касается прогнозов по объему ФНБ, то еще в апреле правительство приняло решение в течение этого года все сверхдоходы от высоких цен на нефть направлять не в фонд, а напрямую для пополнения бюджета, напоминает эксперт.

— Ожидается серьезное снижение ВВП (на 10–12%) по итогам года, поэтому различные меры по поддержке экономики потребуется принимать оперативно и своевременно, — подводит итоги Деев.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer