Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Выдающемуся конструктору двигателей Сергею Изотову – 105 лет


30 июня 2022 года Ростех


Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В.Я. Климова 30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов – один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов, с 1975 года главный конструктор, а с 1981 года генеральный конструктор Ленинградского НПО имени В.Я. Климова
30 июня 1917 года родился Сергей Петрович Изотов – один из основателей конструкторской школы АО «ОДК-Климов» Объединенной двигателестроительной корпорации. При участии конструктора были созданы турбовальные вертолетные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и ТВ3-117, уникальные жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), реактивный самолетный двигатель РД-33.

Сергей Петрович Изотов родился на станции Синельниково Днепропетровской губернии. Автомеханический факультет Ленинградского политехнического института окончил с отличием и был распределен на только что созданный завод №451, откуда вскоре отправился в командировку на завод №26 в Рыбинск, где судьба связала его с будущим наставником – Владимиром Яковлевичем Климовым. С 1941 года они вместе работали на объединенном заводе №26 в Уфе, куда были эвакуированы другие предприятия отрасли.

В Уфе Сергей Петрович прошел путь от инженера-конструктора до заместителя начальника серийно-конструкторского бюро, принимал активное участие в создании модификаций «двигателя Победы» М-105.

Отметив потенциал Сергея Петровича Изотова, Владимир Климов сделал его своим заместителем после создания Опытно-конструкторского бюро в Ленинграде в 1946 году. Изотов руководил всеми проектами по созданию реактивных двигателей – ВК-1, ВК-2, ВК-3, ВК-13.

В начале 1960-х на заводе им. В.Я. Климова (это имя заводу было присвоено после смерти конструктора в 1963 году) под руководством Сергея Петровича стартовала новая эпоха – ОКБ начало разработку турбовальных вертолетных двигателей ГТД-350 и ТВ2-117, главных вертолетных редукторов ВР-2 и ВР-8 для Ми-2 и Ми-8 соответственно.

В 1964-1972 гг. продолжилось развитие линейки вертолетных двигателей, были разработаны двигатели ТВ3-117 и главный редуктор ВР-24 для вертолета Ми-24, двигатель ТВ3-117М и главный редуктор ВР-14 для вертолета Ми-14.

В период руководства Сергея Изотова ОКБ занималось разработкой жидкостных ракетных двигателей. В 60-х был создан двигатель 5Д67 для второй ступени ракеты комплекса С-200. Затем была разработана установка 8Д419 для первой в СССР межконтинентальной баллистической ракеты УР-100. За эти работы Завод им. В.Я. Климова награжден орденом Ленина. Вторая почетная государственная награда – орден Октябрьской Революции – была вручена заводу за создание двигателя ГТД-1000Т для танка Т-80. Эта разработка тоже является заслугой «изотовской» команды.

Решения, отвечающие новым требованиям того времени, были разработаны и по тематике реактивных двигателей. В период с начала 1970-х годов по 1984 год был создан турбореактивный двигатель с форсажной камерой РД-33, коробка самолетных агрегатов КСА-2 и двигатель-турбостартер ГТДЭ-117 для истребителя МиГ-29. Этот двигатель и его модификации востребованы и популярны во всем мире до сих пор. Под руководством Сергея Изотова климовцы в кратчайшие сроки создали факел для Олимпиады-80.

«Жизнь Сергея Петровича – производственная и личная – это факел. Он не просто создавал коллектив. Когда он подбирал людей, он их «зажигал» – это надо иметь такое огромное внутреннее творческое горение и внутреннюю силу, которая позволяла ему вдохновлять людей», – говорит падчерица Сергея Петровича Елена Почиковская.

Сергея Петровича не стало в 1983 году. Для многих он стал настоящей легендой – человеком, который стоял у истоков отечественного авиадвигателестроения. Дело Сергея Петровича продолжил его сын Петр Сергеевич Изотов, который работал в ОКБ над совершенствованием конструкции двигателей. Он участвовал в создании двигателей ГТД-1000, РД-33, двигателя ТВ3-117 и его модификаций, в том числе ВК-2500, для всех вертолетов Миля и Камова. Внук Сергея Изотова, Данила Петрович, трудится в «ОДК-Климов» в дирекции программы ВК-2500/ТВ3-117, коллектив которой занимается доработкой конструкции изделий, чтобы обеспечить максимально безопасные и комфортные условия эксплуатации.

«Важно помнить и чтить историю, людей, благодаря которым мы имеем мощный научно-технический задел, позволяющий сегодня создавать конкурентоспособные изделия, применяя новейшие технологии. Коллектив под руководством Сергея Петровича Изотова создал огромное количество образцов техники, которая и сегодня надежно работает. Сильный потенциал сегодняшней команды «ОДК-Климов» основан в том числе на уникальном наследии прославленного конструктора, принципах и подходах его школы», – отмечает исполнительный директор АО «ОДК-Климов» Александр Ватагин.

30 июня в Политехническом университете Петра Великого состоится встреча руководства университета и «ОДК-Климов», приуроченная 105-й годовщине со дня рождения Сергея Петровича Изотова. АО «ОДК-Климов» является партнером СПбПУ по подготовке специалистов в области авиационного двигателестроения, ведению научных разработок. Сергей Петрович Изотов – яркий выпускник вуза, в честь которого в главном здании Политеха установлена памятная доска. Многие сегодняшние климовцы – выпускники Политехнического университета, которые продолжают развивать традиции прославленной «климовско-изотовской» школы двигателестроения.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer