Россия может получить статус страны с проблемами с безопасностью авиаперелетов. В Международной организации гражданской авиации (ICAO) отмечают, что российские самолеты зарегистрированы сразу в нескольких странах, а это влечет за собой проблемы с документами, которые дублируют друг друга. В частности, это касается лицензии радиостанции самолета и сертификата его летной годности. Российские авиакомпании стали активно перерегистрировать самолеты в отечественном реестре из-за западных санкций.
В ICAO предупредили, что, если до 14 сентября проблема не будет устранена, организация опубликует в открытом доступе подробности своего анализа. Таким образом Россия встанет в один ряд с Эритреей и Бутаном, где официально декларированы проблемы с авиабезопасностью, отмечает гендиректор ассоциации «Аэропорт» Виктор Горбачев:
«ICAO не запрещает, не наказывает, это рекомендательный орган. Они могут попросить не обслуживать воздушные суда под российской юрисдикцией в связи с аварийностью. Разговор идет о международных полетах. Хотим мы или нет, но, по крайней мере, с 50 странами у нас есть сообщение — с Юго-Восточной Азией, Южной Америкой, Египтом, Турцией. Прислушаться к рекомендациям могут все, даже страны СНГ и Белоруссия, никуда тут не денешься. Правда, те же белорусы сами находятся под этими санкциями».
После введения ограничений из-за начала спецоперации на Украине иностранные компании расторгли договоры лизинга более 700 самолетов, а почти 80 бортов были арестованы за рубежом. Кроме того, из-за ограничений в России может возникнуть дефицит деталей. Компании уже переходят на «авиационный канибализм», разбирая самолеты на комплектующие, отмечает гендиректор информационно-аналитического агентства Infoline Иван Федяков:
«То же самое можно сказать и про высокоскоростные железнодорожные перевозки, и другие современные формы транспортных услуг. Мы не то чтобы приближаемся к "каннибализму запчастей", этот процесс уже идет.
Уже сейчас и авиакомпании, и РЖД начинают ограничивать количество рейсов, чтобы переставлять запчасти и компоненты с одного транспортного средства на другое, либо придерживают эти составы, самолеты, чтобы растянуть время эксплуатации.
Прекрасно понимая, что рано или поздно столкнутся с дефицитом транспортных средств, они таким образом пытаются оттянуть этот момент на месяцы, а может быть, даже годы за счет того, что снижают количество рейсов. Сейчас, купить билеты на "Сапсан" по направлению Москва—Санкт-Петербург крайне сложно. Их почти нет, они раскуплены на месяц вперед, при том что цены достаточно высокие — от 4 тыс. руб. до 6 тыс. руб. в эконом-классе. Ситуация крайне тяжелая.
Какие варианты есть у перевозчиков? Отдать наше внутреннее пространство в эксплуатацию зарубежным авиакомпаниям, которые будут оказывать услуги по перевозке для россиян. Это на самом деле уже делается, например, у нас летают казахские авиакомпании. Если они не будут бояться вторичных санкций, то чисто гипотетически данные услуги смогут предоставить. Это возможный выход из этой ситуации».
В Росавиации отвергли претензии ICAO и заявили, что доказательства несоответствия самолетов международным требованиям отсутствуют.