Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летная механика: как авиакомпании будут оплачивать лизинг


2 июня 2022 года Софья Смирнова, Известия


Более 15 российских авиакомпаний (среди них — «Аэрофлот», «Победа», «Россия», S7 Airlines и др.) ведут подготовку для оплаты лизинга в рублях. Для этого они открыли спецсчета типа «С» для перечисления платежей за самолеты лизингодателям из недружественных стран после окончания срока фактической предоплаты. Позволит ли механизм обойти санкции, насколько это выполнимо и как скажется на качестве и количестве перевозок, разбирались «Известия».

Более 15 российских авиакомпаний (среди них — «Аэрофлот», «Победа», «Россия», S7 Airlines и др.) ведут подготовку для оплаты лизинга в рублях. Для этого они открыли спецсчета типа «С» для перечисления платежей за самолеты лизингодателям из недружественных стран после окончания срока фактической предоплаты. Позволит ли механизм обойти санкции, насколько это выполнимо и как скажется на качестве и количестве перевозок, разбирались «Известия».

По новой схеме

Санкции, введенные Западом, отменили договоренности, которых достигли компании. По новым правилам воздушные суда необходимо вернуть лизингодателю. Но российские законы позволяют сделать это только по решению правительственной комиссии по импортозамещению. Самолеты продолжают оставаться в России.

При этом авиакомпании продолжают исправно платить по счетам. Кредиторы получают платежи из аккредитивов, которые лизингополучатели внесли в начале сотрудничества. Их сумма обычно равна трехмесячному платежу. Следовательно, пока схема с выплатами на счета типа «С» не реализуется. Но все технические возможности для этого уже есть.

Впрочем, пока действуют санкции, получить свои деньги лизингодатели не смогут. За нарушение режима санкций европейское законодательство предусматривает ответственность вплоть до уголовной. Что касается российских представительств иностранных лизинговых компаний, платежи совершаются в штатном режиме.

Есть время для маневра

Главное, что лизинговые самолеты, которые находятся на территории России, продолжают летать, заявляет исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов.

— При этом частично решена проблема с запчастями за счет импорта из третьих стран. Логистика изменилась, но не нарушена. Эти лизинговые самолеты — дальнемагистральные. Они эффективны только для перелетов на Дальний Восток и за Урал. Для пляжного туризма используют самолеты, не находящиеся в лизинге, и ближнемагистральные, чтобы, например, долететь из Сочи до Турции и Египта. В итоге безопасность полетов сохранена. Также наблюдается падение пассажиропотока. Это связано с ограничениями полетов на юге России и невозможностью летать в ЕС и США, — пояснил он.

По мнению эксперта, осуществлять платежи на счета типа «С» — хороший вариант, который оставляет возможность для диалога между авиакомпаниям РФ и международными лизингодателями.

— Как следствие, российские авиакомпании не несут дополнительных затрат, поскольку лизинговые платежи «встроены» в бюджеты авиакомпаний. Однако остается проблема на уровне договоренностей. Возможны ситуации, когда по законам РФ оплата за лизинг прошла, а по международному праву — ее не было. Это вопрос практики будущих разбирательств, — отмечает собеседник издания.

Этот механизм не нарушает санкций, считает важным отметить аналитик.

Изменит ли это стоимость билетов

— Воспользоваться средствами на счетах типа «С» иностранные контрагенты не могут, но это не позволяет лизинговым компаниям исполнять уже свои обязательства перед банками и кредиторами. Пока используются средства по предоплатам и аккредитивам, которых хватит от трех до шести месяцев, а ближе к концу года можно ждать банкротства или реструктуризации долгов международных лизинговых компаний. К моменту снятия санкций у них может появиться новый собственник, который и сможет получить доступ как к самолетам, так и к лизинговым платежам, — заключает Тузов.

И нашим и вашим

Практики рассмотрения вероятных споров по использованию подобных схем пока нет, уточняет управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт» Екатерина Косарева.

— Допускаю, что таких претензий будет минимум. Во-первых, несмотря на санкции, возможные пути расчета обсуждались, и иностранные контрагенты в курсе происходящего. Такой вариант, скорее всего, рассматривался. Во-вторых, нет речи о несоблюдении договоренностей — которые, кстати, отменены не при участии компаний, а за счет внешнеполитического давления. Возможно, время, пока деньги заморожены на спецсчете, используют для открытия российского представительства или для изобретения иной схемы, которая позволит вести бизнес, — поясняет она.

По мнению эксперта, такой исход должен устраивать всех.

— Российским авиакомпаниям нежелательно потерять самолеты из-за режима санкций. Но и лизингодателям крайне невыгодно отбирать Airbus и Boeing и увозить их в условиях закрытого для многих из них неба. Для этого требуется каким-то фантастическим образом транспортировать воздушные судна за российскую границу (например, в Казахстан или Прибалтику) и оттуда — используя специально доставленный иностранный экипаж — эвакуировать в ангар компании, свободных мест в котором может и не быть. Хранить самолет — дорого, а клиентов в условиях кризиса получить непросто. То есть уйти, громко хлопнув иллюминатором, — это ресурсозатратная процедура, которая может грозить бизнесу банкротством: незапланированные затраты при отсутствии прибыли. И второй вариант — оставить самолет в России и продолжать хотя бы таким образом иметь обещанные деньги, которые никто не отказывается платить. Думаю, тех, кто предпочтет первый вариант, будет немного, — рассуждает Екатерина Косарева.

Послушать всех

В данном случае ключевым вопросом является реакция зарубежных лизингодателей и властей тех стран, которые ввели санкции в отношении эксплуатации воздушных судов, на инициативу российских авиаперевозчиков осуществлять лизинговые платежи в рублях, полагает аналитик ФГ «Финам» Наталия Пырьева.

— В том случае, если та сторона согласится принять рублевые платежи, для российских авиаперевозчиков откроются большие возможности для увеличения пассажирских и грузовых перевозок, поскольку на данный момент компании опасаются осуществлять рейсы на иностранных самолетах за рубеж во избежание арестов, — отмечает эксперт.

По мнению аналитика, возникает и другой вопрос: каким образом лизинговые компании смогут получить деньги в условиях санкций, которые, вероятнее всего, не будут ослаблены в среднесрочной перспективе.

— Спорным моментом является и законность указа о «временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми иностранными кредиторами» в юрисдикции других стран, что прописано в лизинговых договорах, — говорит она. — В то же время, если российские авиакомпании будут платить за операционный лизинг, то каковы риски арестов, если лизингодатели откажутся принимать платежи в рублях? В общем, данная новость пока вызывает больше вопросов, чем ответов. Для комплексного понимания ситуации нужен ответ со стороны Запада.

Проблему не решит

Необходимо отметить, что механизм открытия в российских банках счетов типа «С» для перечисления платежей за самолеты в адрес лизинговых компаний из недружественных стран не имеет никакого отношения к обходу санкций и не решает проблему, уверен старший партнер юридической фирмы Intellect, магистр частного права Роман Речкин.

— Действительно, в конце февраля 2022 года Евросоюз ввел санкции, связанные с запретом поставки в Россию гражданских самолетов и запчастей, а также их техобслуживания и страхования. Кроме того, санкции обязывали иностранных лизингодателей расторгнуть до конца марта договоры лизинга с российскими авиакомпаниями. Прекратив договоры лизинга, иностранные лизингодатели потребовали вернуть самолеты, однако их возврат был заблокирован постановлением правительства РФ, — рассказывает юрист.

По оценке эксперта, этот механизм позволит российским авиакомпаниям утверждать, что они добросовестно заплатили за пользование самолетами, несмотря на то что собственники не могут получить эти средства.

— Такое перечисление по российскому законодательству признается надлежащим исполнением. То есть формально российские авиакомпании будут считаться исполнившими свои обязательства перед иностранными лизингодателями. Проблема только в том, что такой механизм не позволяет иностранным лизингодателям реально получить денежные средства. Во-первых, счета типа «С» в российских банках открываются российскими авиакомпаниями, это не счета иностранных собственников. Во-вторых, что более существенно, получение иностранными лизингодателями этих денежных средств, поскольку это фактически исполнение «подсанкционных» лизинговых договоров, запрещено санкциями Евросоюза, — отмечает Речкин.

Юрист полагает, что иностранные суды, которые будут рассматривать споры по искам собственников воздушных судов к такому порядку исполнения расторгнутых договоров, отнесутся, мягко говоря, критически.

— Компании платили за лизинг и будут продолжать делать это в рамках законодательно установленного временного механизма. С точки зрения авиакомпаний, у них останутся расходы на лизинговые платежи и возможность в определенной степени сохранить репутацию надежных партнеров, что целесообразно для развития сотрудничества в будущем, например, с лизинговыми компаниями «дружественных стран», — резюмирует младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer