Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Иранский сценарий. Первым делом самолеты


10 июня 2022 года Александр Братерский, Finam.ru


Из-за санкций США Иран на долгие годы оказался лишен возможности покупать гражданские самолеты европейского и американского производства, оставшись с устаревшим парком и параллельным импортом авиационных запчастей. Авиационная индустрия надеется на снятие санкций, что даст возможность купить новые самолеты, а пока использует лизинг в третьих странах и думает о производстве собственного самолета.

Из-за санкций США Иран на долгие годы оказался лишен возможности покупать гражданские самолеты европейского и американского производства, оставшись с устаревшим парком и параллельным импортом авиационных запчастей. Авиационная индустрия надеется на снятие санкций, что даст возможность купить новые самолеты, а пока использует лизинг в третьих странах и думает о производстве собственного самолета.

16 января 1979 года с одного из аэродромов Тегерана взлетел самолет Boeing 707, который лично пилотировал шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Для иранского монарха, который имел диплом пилота, это был последний рейс из родной страны. Он был вынужден отправиться в изгнание в связи с революционными событиями в Иране.

Однако самолеты Boeing 707, как и другие лайнеры, выпущенные в эти годы, продолжали летать в небе Ирана еще долго: международные санкции поставили крест на приобретении новых самолетов.

В настоящее время, по оценкам международных авиационных экспертов, средний возраст самолетов, которые использует Иран, составляет 25 лет, что на 17 лет больше, чем принятые в мире стандарты. Иранские чиновники, впрочем, стараются уверять общественность, что "в Тегеране все спокойно".

"Несмотря на строжайшие санкции, авиационная отрасль выстояла. Несмотря на четыре десятилетия санкций, мы оказывали услуги и удовлетворяли потребности авиакомпаний, используя местные возможности ремонта и доставки запчастей", - говорил глава Управления гражданской авиации Ирана Мохаммад Мохаммади-Бахш, которого цитирует портал Avia.ru.

Однако, несмотря на уверения, летать иранскими самолетами небезопасно, предупреждают авиационные эксперты. "Бояться летать в Иране - веская причина", - предупреждает гонконгское издание Asia Times. В Иране действительно в последние годы произошло несколько крупных авиационных катастроф, причиной которых были проблемы с устаревшим самолётным парком. Четыре из них были связаны с советскими самолетами Ту-154 и ИЛ-62.

"На внутренних линиях было много старых иностранных и советcких самолетов и люди боялись летать. Потом постепенно власти стали использовать на внутренних линиях самолеты, которые использовались на международных линиях. Люди потихоньку адаптировались", - рассказывает Finam.ru живущий в России гражданин Ирана.

Его слова подтверждает статистика. После того как старые советские самолеты были убраны из эксплуатации, число авиационных происшествий значительно снизилось.

"Несмотря на то, что средний возраст их флота составляет двадцать три года, иранские авиакомпании не пострадали от серьезного ухудшения показателей безопасности из-за санкций. Фактически, число погибших в результате авиакатастроф в Иране за последние годы снизилось, что соответствует международным тенденциям", - отмечает в своем обзоре, опубликованном в 2019 году, аналитик Вашингтонского Института Ближневосточной политики Фарзин Надими.

В настоящее время воздушный флот Исламской республики насчитывает более 386 самолетов, принадлежащих нескольким авиакомпаниям. Львиную долю авиапарка составляют самолеты "Аэробус" разных моделей. Это разные модификации Airbus А-300, созданного в 1972 году. Самые новые самолеты в иранском авиапарке - Airbus А-330 - произведены в 1992 году.

Тридцатилетний и даже сорокалетний самолет может летать без аварий, однако главное здесь - поддержание летной годности. С этим у Ирана проблема: из-за санкций страна вынуждена покупать в основном б/у запчасти в третьих странах.

Как сообщало в декабре 2021 года иранское деловое издание Financial Tribune, из-за технических проблем 50% из 386 иранских самолетов находится "на бетоне" из-за проблем с запчастями.

Кроме этого, иранские авиакомпании занимаются так называемым "каннибализмом" - снятием годных к применению запчастей с одних самолетов для постановки их на другие лайнеры. В январе интернет облетело фото международного аэропорта Тегерана, в котором буквально вповалку лежали самолеты различных типов, разобранные на запчасти. Как писал журнал Newsweek, многие, кто видел фотографию, не могли поверить, что это не фальшивка.

В 2016 году главный иранский авиаперевозчик, компания Iran Air заявила, что для замены устаревшего авиапарка ей потребуется 580 самолетов, при этом 300 самолетов - в течение пяти лет.

Одна из проблем устаревшего парка - это большое потребление топлива. Иранские авиакомпании в настоящее время потребляют более 5 миллионов литров топлива в день, что в 1,5 раза превышает международный стандарт.

После короткого периода, когда санкции были сняты, Иран в 2016 году заключил сделки с несколькими иностранными авиакомпаниями, были подписаны контракты на покупку 100 самолетов Airbus, 80 самолетов Boeing и 40 турбовинтовых самолетов ATR. Однако до того как "ядерная сделка" вновь была отменена, Иран смог получить лишь 11 самолетов: один Airbus A321, два Airbus A330 и восемь самолетов ATR 72-600.

Для получения новых самолетов в обход международных санкций Тегеран стал активно использовать систему лизинга. Так, иранская авиакомпания Kish Air в 2019 году приобрела в лизинг три бразильских самолета Embraer в одной из азиатских стран.

Стоит отметить, что ранее Иран прицеливался и к возможной покупке гражданских самолетов в России. В стране многие годы эксплуатировались cоветские самолеты Ту-154, однако в 2011 году они были выведены из эксплуатации из-за крайней изношенности.

В этом же году Тегеран начал переговоры с Москвой о покупке новых самолетов. В 2018 году "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали с иранской стороной соглашение на покупку 40 самолетов Sukhoi Superjet, но сделке помешали власти США, так как самолет производился с использованием американских комплектующих.

Аналогичная история произошла и с попыткой приобретения Ираном у России самолета Ту-204, рассказывает Finam.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. США заблокировали сделку, заявив, что в самолетах были американские наработки. При этом, как отмечает эксперт, США хотели, чтобы Иран покупал американские самолеты после снятия санкций.

В марте власти Ирана заявили, что рассматривают создание в стране собственного самолета, рассчитанного на перевозку около 100 пассажиров. Иранские власти заявили, что потенциал у страны есть, так как национальная компания, производившая газовые турбины, способна производить и турбины для самолетов.

При этом собственные самолеты Иран когда-то уже производил. В 1976 году в стране была основана Иранская авиастроительная промышленная компания. Она, в частности, производила самолеты IrAn-140 на базе оригинального Ан-140. Правда, проект оказался неудачным и его решили закрыть, хотя несколько самолетов все же успели выпустить, и они продолжают эксплуатироваться в Иране.

В то же время, несмотря на все трудности, полеты иранских авиакомпаний продолжаются не только внутри страны, но и за рубеж. Так, иранские самолеты летают не только в соседние страны Ближнего Востока, но и в европейские государства.

Кроме этого, Ирану последние годы удавалось неплохо зарабатывать на сборах за пролет авиации. Ежегодно воздушным пространством Ирана совершается более 1200 рейсов. На этом страна зарабатывает $800 миллионов в год, взимая около $1200 за каждый час полета, что на 20% выше, чем в соседних странах.

Большинство авиакомпаний предпочитает направлять самолеты через воздушное пространство Исламской республики, чтобы не лететь через конфликтные зоны Ближнего Востока. У Ирана возможно и старый самолетный парк, но лететь через его территорию вполне безопасно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово



Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт
Екатерина Шокурова
РБК
Совфед анонсировал эксперимент по доставке грузов в Китай дронами
Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом
Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer