Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Иранский сценарий. Первым делом самолеты


10 июня 2022 года Александр Братерский, Finam.ru


Из-за санкций США Иран на долгие годы оказался лишен возможности покупать гражданские самолеты европейского и американского производства, оставшись с устаревшим парком и параллельным импортом авиационных запчастей. Авиационная индустрия надеется на снятие санкций, что даст возможность купить новые самолеты, а пока использует лизинг в третьих странах и думает о производстве собственного самолета.

Из-за санкций США Иран на долгие годы оказался лишен возможности покупать гражданские самолеты европейского и американского производства, оставшись с устаревшим парком и параллельным импортом авиационных запчастей. Авиационная индустрия надеется на снятие санкций, что даст возможность купить новые самолеты, а пока использует лизинг в третьих странах и думает о производстве собственного самолета.

16 января 1979 года с одного из аэродромов Тегерана взлетел самолет Boeing 707, который лично пилотировал шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви. Для иранского монарха, который имел диплом пилота, это был последний рейс из родной страны. Он был вынужден отправиться в изгнание в связи с революционными событиями в Иране.

Однако самолеты Boeing 707, как и другие лайнеры, выпущенные в эти годы, продолжали летать в небе Ирана еще долго: международные санкции поставили крест на приобретении новых самолетов.

В настоящее время, по оценкам международных авиационных экспертов, средний возраст самолетов, которые использует Иран, составляет 25 лет, что на 17 лет больше, чем принятые в мире стандарты. Иранские чиновники, впрочем, стараются уверять общественность, что "в Тегеране все спокойно".

"Несмотря на строжайшие санкции, авиационная отрасль выстояла. Несмотря на четыре десятилетия санкций, мы оказывали услуги и удовлетворяли потребности авиакомпаний, используя местные возможности ремонта и доставки запчастей", - говорил глава Управления гражданской авиации Ирана Мохаммад Мохаммади-Бахш, которого цитирует портал Avia.ru.

Однако, несмотря на уверения, летать иранскими самолетами небезопасно, предупреждают авиационные эксперты. "Бояться летать в Иране - веская причина", - предупреждает гонконгское издание Asia Times. В Иране действительно в последние годы произошло несколько крупных авиационных катастроф, причиной которых были проблемы с устаревшим самолётным парком. Четыре из них были связаны с советскими самолетами Ту-154 и ИЛ-62.

"На внутренних линиях было много старых иностранных и советcких самолетов и люди боялись летать. Потом постепенно власти стали использовать на внутренних линиях самолеты, которые использовались на международных линиях. Люди потихоньку адаптировались", - рассказывает Finam.ru живущий в России гражданин Ирана.

Его слова подтверждает статистика. После того как старые советские самолеты были убраны из эксплуатации, число авиационных происшествий значительно снизилось.

"Несмотря на то, что средний возраст их флота составляет двадцать три года, иранские авиакомпании не пострадали от серьезного ухудшения показателей безопасности из-за санкций. Фактически, число погибших в результате авиакатастроф в Иране за последние годы снизилось, что соответствует международным тенденциям", - отмечает в своем обзоре, опубликованном в 2019 году, аналитик Вашингтонского Института Ближневосточной политики Фарзин Надими.

В настоящее время воздушный флот Исламской республики насчитывает более 386 самолетов, принадлежащих нескольким авиакомпаниям. Львиную долю авиапарка составляют самолеты "Аэробус" разных моделей. Это разные модификации Airbus А-300, созданного в 1972 году. Самые новые самолеты в иранском авиапарке - Airbus А-330 - произведены в 1992 году.

Тридцатилетний и даже сорокалетний самолет может летать без аварий, однако главное здесь - поддержание летной годности. С этим у Ирана проблема: из-за санкций страна вынуждена покупать в основном б/у запчасти в третьих странах.

Как сообщало в декабре 2021 года иранское деловое издание Financial Tribune, из-за технических проблем 50% из 386 иранских самолетов находится "на бетоне" из-за проблем с запчастями.

Кроме этого, иранские авиакомпании занимаются так называемым "каннибализмом" - снятием годных к применению запчастей с одних самолетов для постановки их на другие лайнеры. В январе интернет облетело фото международного аэропорта Тегерана, в котором буквально вповалку лежали самолеты различных типов, разобранные на запчасти. Как писал журнал Newsweek, многие, кто видел фотографию, не могли поверить, что это не фальшивка.

В 2016 году главный иранский авиаперевозчик, компания Iran Air заявила, что для замены устаревшего авиапарка ей потребуется 580 самолетов, при этом 300 самолетов - в течение пяти лет.

Одна из проблем устаревшего парка - это большое потребление топлива. Иранские авиакомпании в настоящее время потребляют более 5 миллионов литров топлива в день, что в 1,5 раза превышает международный стандарт.

После короткого периода, когда санкции были сняты, Иран в 2016 году заключил сделки с несколькими иностранными авиакомпаниями, были подписаны контракты на покупку 100 самолетов Airbus, 80 самолетов Boeing и 40 турбовинтовых самолетов ATR. Однако до того как "ядерная сделка" вновь была отменена, Иран смог получить лишь 11 самолетов: один Airbus A321, два Airbus A330 и восемь самолетов ATR 72-600.

Для получения новых самолетов в обход международных санкций Тегеран стал активно использовать систему лизинга. Так, иранская авиакомпания Kish Air в 2019 году приобрела в лизинг три бразильских самолета Embraer в одной из азиатских стран.

Стоит отметить, что ранее Иран прицеливался и к возможной покупке гражданских самолетов в России. В стране многие годы эксплуатировались cоветские самолеты Ту-154, однако в 2011 году они были выведены из эксплуатации из-за крайней изношенности.

В этом же году Тегеран начал переговоры с Москвой о покупке новых самолетов. В 2018 году "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) подписали с иранской стороной соглашение на покупку 40 самолетов Sukhoi Superjet, но сделке помешали власти США, так как самолет производился с использованием американских комплектующих.

Аналогичная история произошла и с попыткой приобретения Ираном у России самолета Ту-204, рассказывает Finam.ru главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. США заблокировали сделку, заявив, что в самолетах были американские наработки. При этом, как отмечает эксперт, США хотели, чтобы Иран покупал американские самолеты после снятия санкций.

В марте власти Ирана заявили, что рассматривают создание в стране собственного самолета, рассчитанного на перевозку около 100 пассажиров. Иранские власти заявили, что потенциал у страны есть, так как национальная компания, производившая газовые турбины, способна производить и турбины для самолетов.

При этом собственные самолеты Иран когда-то уже производил. В 1976 году в стране была основана Иранская авиастроительная промышленная компания. Она, в частности, производила самолеты IrAn-140 на базе оригинального Ан-140. Правда, проект оказался неудачным и его решили закрыть, хотя несколько самолетов все же успели выпустить, и они продолжают эксплуатироваться в Иране.

В то же время, несмотря на все трудности, полеты иранских авиакомпаний продолжаются не только внутри страны, но и за рубеж. Так, иранские самолеты летают не только в соседние страны Ближнего Востока, но и в европейские государства.

Кроме этого, Ирану последние годы удавалось неплохо зарабатывать на сборах за пролет авиации. Ежегодно воздушным пространством Ирана совершается более 1200 рейсов. На этом страна зарабатывает $800 миллионов в год, взимая около $1200 за каждый час полета, что на 20% выше, чем в соседних странах.

Большинство авиакомпаний предпочитает направлять самолеты через воздушное пространство Исламской республики, чтобы не лететь через конфликтные зоны Ближнего Востока. У Ирана возможно и старый самолетный парк, но лететь через его территорию вполне безопасно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли



Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие
Мария Кузнецова
Российская газета
Распитие алкоголя на транспорте может оказаться под запретом. Снизит ли мера количество правонарушений
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Бывшему главбуху петербургской "Трансаэро" грозит субсидиарка на крупную сумму
Олег Хвацкий
NewsInfo
Импортозамещенный лайнер МС-21 выходит в серийное производство
Айгуль Абдуллина
Коммерсант
Бипланы на будущее
Ник Лухминский
РБК
Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты
Майя Бондарь
ТАСС
Город беспилотников
Алексей Заквасин
RT
Компьютерное зрение: как искусственный интеллект повышает возможности российских БПЛА
Анастасия Львова
РБК
Санитарная авиация объяснила остановку парка вертолетов после аварии
Мария Арсеньева
Кубань-информ
Приостановка полётов Airbus A320/А321neo в России: взлетит ли стоимость авиабилетов?
Любовь Лежнева
Известия
Полетная зона: в РФ подготовили поправки о расширении «мокрого» лизинга самолетов
Иссалина Аюпова
Вечерняя Москва
Авиаэксперт Гусаров объяснил, почему приостановили полеты половины самолетов Airbus neo
Кирилл Комаров
Профиль
Доступ в небо: будут ли иностранные авиакомпании летать по России
Антон Белый
Известия
Заряд по погоде: в РФ создали дронопорт для работы в экстремальных условиях
Богдан Степовой, Андрей Федоров
Известия
Спасительная «паутина»: разработаны тросовые укрытия для авиатехники
Дмитрий Корнев
Известия
Пятый элемент: чем уникален российский истребитель Су-57
Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере
Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer