Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Подготовка специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем в государственных учебных заведениях


31.05.22 13:10 Юрий Михальчевский, АвиаСоюз


Эксплуатация беспилотных авиационных систем – это важный процесс в деятельности авиатранспортного сектора, основанный на инновационных разработках в области авиационно-космических технологий, открывающий новые и расширяющий имеющиеся возможности применения передовых технологий, обеспечивающих высокий уровень безопасности полетов и эффективность деятельности авиации.

Эксплуатация беспилотных авиационных систем – это важный процесс в деятельности авиатранспортного сектора, основанный на инновационных разработках в области авиационно-космических технологий, открывающий новые и расширяющий имеющиеся возможности применения передовых технологий, обеспечивающих высокий уровень безопасности полетов и эффективность деятельности авиации.

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (Университет), как один из лидеров отечественного авиационного образования, ведет планомерную и масштабную организационную работу в части подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем (БАС).
Приказом ректора Университета сформирована рабочая группа по разработке плана развития направления подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем на базе Университетского вертикально интегрированного образовательного комплекса. Один из важных этапов плана развития – анализ и последующая актуализация имеющихся программ подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Федеральным учебно-методическим объединением по укрупненным группам профессий, специальностей 25.00.00 «Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники» (ФУМО СПО).

В рамках деятельности ФУМО СПО, осуществляющим свою работу на базе нашего Университета, был разработан новый Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 25.02.08 «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». В настоящее время документ находится на согласовании в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Специалисты Федерального учебно-методического объединения по СПО Университета совместно с Институтом развития профессионального образования, курирующего деятельность рабочих групп в данном направлении, разрабатывают примерную основную образовательную программу среднего профессионального образования. Дополнительно ведется работа по внесению изменений в имеющиеся программы подготовки специалистов. 

Также участниками рабочей группы были разработаны программы подготовки специалистов по эксплуатации БАС, реализуемые в системе дополнительного профессионального образования, в соответствии с профессиональным стандартом 17.071 «Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем, включающих в себя одно или несколько беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее», Выстроена коммуникация и налажено взаимодействие с производителями беспилотной техники и эксплуатантами БАС, входящими в десятку крупнейших игроков на отечественном рынке. Эксплуатантами БАС накоплен большой опыт проведения авиационных работ и перевозки грузов, который используется при формировании практической части программ подготовки.

Специалисты Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации активно взаимодействуют с государственными структурами и коммерческими компаниями, заинтересованными в разработке, внедрении и развитии инновационных технологий, необходимых для интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации. Совместная работа ведется и в области развития технологий применения БАС:
●    создание и сертификация систем, позволяющих предупредить столкновения в воздухе беспилотных воздушных судов между собой и с пилотируемыми воздушными судами, выполняющими полеты по приборам и правилам визуальных полетов, а также движущимися по площади маневрирования аэродрома;
●    разработка и сертификация цифровых радиолиний связи, контроля и управления в полосах частот, утвержденных регламентом радиосвязи Международного союза электросвязи и таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации:
●    организация процедур и каналов связи внешних пилотов беспилотных воздушных судов с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) и экипажами других воздушных судов;
●    создание новых и (или) модернизация существующих систем наблюдения обслуживания воздушного движения, формирование систем мониторинга инфраструктуры связи и систем наблюдения, предоставляющих информацию об их состоянии;
●    обеспечение навигации при полетах беспилотных воздушных судов, включающей спутниковые системы ГЛОНАСС;
●    применение технологий, обеспечивающих возможность автоматического распознавания зон воздушного пространства, выделенного для полетов беспилотных воздушных судов и совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов, запретных зон и зон ограничения полетов;
●    развитие метеорологического обслуживания полетов, совершенствование системы предоставления аэронавигационной информации внешнему пилоту;
●    формирование требований к кибербезопасности;
●    развитие систем информирования об инцидентах и авиационных происшествиях и службы обработки обращений граждан, обеспечение общественной безопасности, противодействие незаконному использованию беспилотных воздушных судов.

Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) разработан ряд рекомендаций для интеграции дистанционно пилотируемых воздушных судов в воздушное пространство. Предполагается, что объем информации и данных относительно беспилотных систем будет быстро увеличиваться, поскольку государства и авиационно-космическая отрасль осуществляют активную деятельность в этой области и информируют ИКАО о ее результатах. Наиболее важная задача эксплуатации БАС заключается в том, чтобы интеграция дистанционно пилотируемых воздушных судов в воздушном пространстве и их использование на аэродромах не привели к повышению степени риска для безопасности полетов воздушных судов с пилотом на борту.

В ноябре 2020 г. вступили в действие Федеральные авиационные правила № 494 «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата экплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта». В настоящих правилах в п. 2.7., вступивших в действие с 01.03.2022 г., сказано, что «Эксплуатант, выполняющий авиационные работы на беспилотных воздушных судах, в том числе с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации». Для дальнейшего развития подготовки специалистов по эксплуатации беспилотных авиационных систем учебными заведениями Российской Федерации необходимо утвердить нормативно-правовую документацию и требования к внешнему пилоту.

Проблемы подготовки специалистов по эксплуатации БАС рассматривались на заседании Координационного совета Межгосударственного авиационного комитета в г. Бишкек, Кыргизия, в ноябре 2021 г. На нем обсуждались практические вопросы продвижения эксплуатации БАС в интересах народного хозяйства и решения ряда задач по достижению единой цели: безопасная, надежная эксплуатация БАС и создание системы комплексного взаимодействия в интересах экономического развития общества.

Дальнейшее развитие беспилотной авиации открывает новые возможности для решения большинства проблем в народном хозяйстве, развития новых видов транспорта и инновационных программ. Федеральный закон от 31.07.2020 № 258 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» дает возможность в некоторых регионах РФ, несмотря на нормативные ограничения, развивать беспилотную авиацию, проводить авиационные работы с применением БАС как с массой 30 кг и менее, так и тяжелой техники с массой более 30 кг. Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 № 462 таких регионов пока четыре, но можно надеяться, что с развитием технологий и требований последнего времени количество регионов с установленным экспериментально правовым режимом в сфере цифровых инноваций по эксплуатации БАС будет возрастать. 

В настоящее время специалисты Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации работают в консорциуме с ведущими предприятиями и организациями во взаимодействии с муниципальными и федеральными органами государственной власти над расширением области применения экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Тимофей Кочкар
РБК
Взлет DJI: как китайский стартап подарил миру съемку с воздуха
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Чек за бортом: авиакомпании заявили о рисках банкротств из-за долгов за лизинг
Антон Белый
Известия
Крылатые модели: в РФ создают «летающие грузовики» для нефтяников
Илья Словесный
Деловой Петербург
Российские власти озаботились ущемлением прав авиапассажиров
Сергей Гурьянов
Известия
Предполетная высота: сможет ли ФАС снизить цены на продукты в аэропортах
Александр Шиханов
Российская газета
Ярославский аэропорт может стать крупным транспортным хабом
Кирилл Комаров
Профиль
Теряют небо: как традиционные авиакомпании проигрывают лоукостерам
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное разом: российские ученые будут искать жизнь на Венере



Анастасия Львова
РБК
Авиаторы поспорили о судьбе ГЛОНАСС в воздушной навигации
Дмитрий Маракулин, Евгений Петров
Деловой Петербург
У ЮниКредит Банка возникли разногласия с оператором Пулково
Антон Белый
Известия
Взлетный состав: ученые создали сверхпрочные полимеры для авиапрома
Кирилл Соколов, Михаил Добрунов
РБК
Не полетевший в космос Бабкин попросил Путина о независимой медкомиссии
Илья Словесный
Деловой Петербург
Налетят отовсюду: авиакаботаж может привести к поглощению российских компаний
Динара Прокопьева
Татар-Информ
Вертолет Aurus и производство Ту-214: что Мантурову показали на авиапредприятиях в Казани
Вера Басилая
Взгляд
Главный конструктор объяснил необычный облик нового российского беспилотника
Анастасия Львова, при участии Дарья Молоткова
РБК
ВЭБ выставил на аукцион простаивающий в Жуковском Superjet
Алексей Блинов
РБК
Минуя Москву: жители регионов России стали чаще летать через Казань
Марина Журавлева
РБК
Что будет способствовать развитию рынка гражданских беспилотников
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пилотный график: «Аэрофлоту» вынесли предостережение из-за переработок экипажей
Моника Хантер-Харт
Forbes
Как фирма иммигрантки из Турции обошла Boeing в разработке самолетов «Судного дня»
Владислав Новый
Forbes
Заоблачные перестановки: «Роскосмос» сменил куратора закупок спутниковых снимков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вместо МКС: когда будет развернута новая орбитальная станция, и кто первым полетит на нее?
Анастасия Львова
РБК
«Почта России» раскрыла стоимость доставки грузов беспилотниками
Наталья Башлыкова
Известия
В диапазоне комфорта: в РФ выделят радиочастоты для Wi-Fi в самолетах, кораблях и поездах
Андрей Коршунов
Известия
Небесное дело: российские роботы освоят Луну в следующем десятилетии
Валерий Филоненко
Парламентская газета
Полет аномальный: цены на авиаперевозки за неделю взлетели на 6,5 процента
Анна Балашова, при участии Петр Канаев, Евгения Стогова
РБК
«Роскосмос» заинтересовался оператором спутников для телевидения
Анастасия Морозова
Forbes
СМИ узнали о планах кабмина выделить 11 млрд рублей на защиту аэропортов от дронов
Дмитрий Корнев
Известия
Китайский форсаж: как КНР создает самолеты пятого поколения
Михаил Миронюк
Известия
Летное бремя
Джереми Богайски
Forbes
Как строительство частной космической станции обернулось для Axiom Space проклятием
Мария Недюк
Известия
Взошли с орбит: рекорд космонавтов на МКС откроет путь к полетам на Марс
Владимир Мазенко
"Комсомольская правда"
В России резко выросли цены на авиабилеты: В чем причины и насколько подорожают полеты в 2025 году
Валерий Кодачигов
Известия
Орбитальная инстанция: проект по созданию в РФ аналога Starlink обойдется в 445 млрд

Деловой Петербург
Пулково полетел на российском софте
Маргарита Грошева
РБК
Ведущие вузы увеличили набор на программы по беспилотникам
Марина Киселева
Парламентская газета
В Росавиации рассказали, как пассажирам компенсируют задержку рейса
Анастасия Львова, Яна Баширова
РБК
Авиадиспетчеры пожаловались на новую обязанность следить за птицами
Андрей Коршунов
Известия
Поле риска: экипаж Polaris Dawn испытает новые технологии и скафандры
Наталья Башлыкова
Известия
Полетный проект: сертификат эксплуатанта станет обязательным для авиаэкскурсий
Денис Гриценко, Андрей Коршунов, Евгения Перцева
Известия
Заблудший спутник: владельцев космических объектов обяжут ставить их на учет
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Китайский СОМАС С919 пошел по пути нашего «Суперджета», и это не лучший вариант
Альберт Калашян
Известия
Первым делом перелеты: Россия и Ливан работают над прямым авиасообщением
Юлия Леонова
Известия
Первый элемент: БПЛА на водороде защитит стратегическую инфраструктуру
Владимир Гаврилов, Павел Вихров, Станислав Федоров
Известия
Топливный баг: перевозчики предупредили о последствиях высоких цен на авиакеросин
Дмитрий Корнев
Известия
Боевой разворот: каким будет новый самолет компании «Яковлев»
Анастасия Львова
РБК
Самолет «Байкал» предложили покупать по цене почти втрое выше базовой
Антон Белый
Известия
Призрачный вираж: ученые из РФ создали цифровой полигон для тестов БПЛА
Илья Словесный
Деловой Петербург
Долетались: для авиадебоширов хотят создать единый чёрный список
Евгений Слюта
Известия
Лунная находка

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer