Российские ученые придумали несколько прототипов летающий аэромобилей. Они различаются по типу двигателей и по некоторым характеристикам превосходят вертолеты.
Двигатель будущего
Ученые Института теплофизики имени С.С. Кутателадзе (г. Новосибирск) в мае провели аэродинамические испытания циклического движителя для летательного аппарата — циклолета большой массы.
"Мы изготовили большой движитель, испытали его в аэродинамических трубах и показали, что, если большой летающий автомобиль снабдить такими движителями, он полетит", — сообщил журналистам заместитель директора Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН Артур Бильский.
Циклический движитель представляет собой барабан или колесо, в котором расположены лопасти, меняющие угол атаки и создающие тягу. Для устойчивого полета аппарату необходимо не менее трех таких "колес".
В настоящее время в Институте теплофизики разработан проект малого беспилотного циклолета (до 30 кг), а также большой машины массой до двух тонн.
"Первое направление — это создание малого аппарата весом до 30 кг, такой аппарат может использоваться для перевозки грузов, видеонаблюдения, мониторинга природных ресурсов. Второе направление, может быть, более экзотическое — это создание большого летательного аппарата — летающего автомобиля. Мы называем его циклокар", — сказал замдиректора института.
По своему весу и габаритам циклокар сопоставим с обычным автомобилем. У него нет ограничений по видам топлива — он может работать как на бензине и керосине, так и на электричестве. Возможен и гибридный вариант.
Аппарат на циклических движителях отличается маневренностью и низким уровнем шума. Он может садиться на наклонную поверхность (и с нее же взлетать) и даже "причаливать" к вертикальным стенам зданий.
В настоящее время, по словам Бильского, идет проработка обоих проектов, а также их согласование с Российским фондом перспективных исследований (РФПИ). При этом ранее директор института Дмитрий Маркович сообщал журналистам, что испытания пилотируемого циклолета могут начаться уже в 2025 году. По его словам, такие аппараты имеют перспективу как в оборонной сфере, так и в гражданской, например, городского аэротакси.
"Сейчас 5-6 стран работают в этом направлении, но Россия на уровне создания таких демонстраторов является лидером", — сказал Маркович.
Он также добавил, что с появлением такой техники российским властям придется менять законодательство, поскольку современные законы не предусматривают наличие в городах летающих автомобилей.
"Проект уникален тем, что позволяет занять нишу летательных средств между большой авиацией, то есть самолетами и вертолетами, и маленькими беспилотниками — квадрокоптерами. В настоящее время этот сегмент транспортных средств не регламентирован, а отсутствие нормативно-правовой базы не позволяет развивать производство подобных летательных аппаратов. Безусловно, в этом направлении предстоит много работы, но мы надеемся, что в дальнейшем циклолет будет применяться и в гражданских целях", — сказал руководитель проектного офиса научно-образовательного центра (НОЦ) "Енисейская Сибирь" Сергей Верховец, присутствовавший на презентации машины 27 апреля в Красноярске.
Вместе с тем, циклический движитель, созданный новосибирскими учеными, могут применять в ветроэнергетике, беспилотинной гидроэлектростанции, а также использоваться в подводных аппаратах.
"Мы показали, что если такой аппарат может полететь, то он может и поплыть", — уточнил Бильский "Интерфаксу".
Воздушное такси
Также прототип летающего автомобиля разработал воронежский стартап Scienex. Правда, в отличие от циклолета такая машина будет приводиться в движение восьмью электромоторами, которые компания пока планирует закупать у стороннего производителя.
"Бюджет всего проекта оценивается в нескольких сотнях миллионов долларов в расчете на 5-7 лет. В настоящее время проект финансируется за счет собственных средств, однако, в дальнейшем на развитие планируется привлекать инвестиционные деньги на рынке венчурного капитала. Мы достаточно осторожно относимся к государственным деньгам, но в целом самое ключевое для нас — это воплотить идею в жизнь. Если удастся получить поддержку от государственных институтов на приемлемых условиях — это будет отлично", — сообщил "Интерфаксу" основатель стартапа Евгений Тырнов в конце 2020 года.
По данным разработчиков, вес автомобиля составит 600 кг, грузоподъемность — 250 кг (2 человека и багаж). Летательный аппарат сможет развивать скорость до 120 км/ч и пролетать на одном заряде до 150 км. Максимальное время полета 1 час. Себестоимость будущего аэромобиля оценивается в $200 тыс.
Как отмечается на сайте стартапа, летательный аппарат внешне напоминает капсулу. У него нет ни крыльев, ни винтов, которые могли бы зацепиться за что-то в городе. Аэромобиль компактен и может вертикально взлетать и садиться в любом месте населенного пункта.
Он отметил, что сейчас нужно построить систему городского воздушного транспорта в формате аэротакси. При этом Тырнов заявил, что переговоры с операторами сервисов такси компания не ведет.
"Пока что видение и стратегия в том, чтобы создать свою собственную систему аэротакси. Именно поэтому мы уже сейчас активно работаем над ИТ-инфраструктурой проекта, от которой очень сильно зависит реализация проекта. Проблема пробок и транспортной загруженности в мегаполисах становится все серьезнее. Мы хотим постараться решить эту проблему и разгрузить дороги от пробок за счет запуска системы аэротакси. При этом мы стараемся разработать универсальную платформу, которая сможет использоваться в важных для общества сферах: скорая помощь, службы спасения и так далее", — сказал он.
По мнению основателя стартапа, его аэромобиль будет иметь ряд преимуществ по сравнению с вертолетами.
"Вертолеты имеют ряд важных недостатков в плане применимости в городе. Во-первых, огромные габариты и небезопасные открытые лопасти. Во-вторых, у вертолетов как правило один двигатель. Если он выходит из строя — это почти всегда неконтролируемое падение и жертвы. Статистически — вертолет не очень безопасное транспортное средство. Именно поэтому он не стал массовым", — убежден Тырнов.