Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Далеко идущие платы: в России могут ввести новый сбор с авиапассажиров


25 мая 2022 года Анастасия Львова, Известия


В России могут ввести дополнительный сбор, который будут взимать с путешественников при оформлении авиабилетов по стране. Собранные средства планируют направить в создающийся резервный фонд поддержки пассажиров. Такую инициативу Минтранс обсуждает с представителями отрасли, выяснили «Известия». Предполагается, что новый сбор не приведет к подорожанию авиабилетов — произойдет перераспределение компонентов стоимости перевозки. Средства фонда рассчитывают тратить на исполнение обязательств перед пассажирами в форс-мажорных ситуациях. Например, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет. Но эксперты предупредили: механизм введения нового платежа пока неясен, и если не уменьшить или не отменить другие сборы, цены на билеты могут вырасти.


АО «Авиагарант» зарегистрировано в июле 2021 года. Его гендиректором назначен вице-президент ТКП Алексей Шубенков.

В России могут ввести дополнительный сбор, который будут взимать с путешественников при оформлении авиабилетов по стране. Собранные средства планируют направить в создающийся резервный фонд поддержки пассажиров. Такую инициативу Минтранс обсуждает с представителями отрасли, выяснили «Известия». Предполагается, что новый сбор не приведет к подорожанию авиабилетов — произойдет перераспределение компонентов стоимости перевозки. Средства фонда рассчитывают тратить на исполнение обязательств перед пассажирами в форс-мажорных ситуациях. Например, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет. Но эксперты предупредили: механизм введения нового платежа пока неясен, и если не уменьшить или не отменить другие сборы, цены на билеты могут вырасти.

В интересах пассажира

Минтранс совместно с АО «ТКП» (бывшая «Транспортная клиринговая палата») и госпоркорацией «Ростех» обсуждают создание в России резервного фонда поддержки авиапассажиров, сообщили «Известиям» три источника на рынке. Информация об этом также есть в письме вице-президента «ТКП» Алексея Шубенкова в Минтранс от 7 апреля (копия есть у «Известий»). Об идее сказано и в материалах Минтранса (есть у редакции). Согласно документам, бывший замглавы ведомства Кирилл Богданов (ушел с должности с 16 апреля) предложил создать рабочую группу по этому и смежным вопросам, пригласив к участию в ней главу IATA в России и СНГ Дмитрия Шамраева, президента ТКП Михаила Баскакова и гендиректора Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимира Комлева.

Средства фонда планируют тратить на выполнение обязательств перевозчиков перед пассажирами в случае форс-мажоров, следует из письма Алексея Шубенкова. Допустим, если авиакомпания обанкротится, ее клиентов смогут посадить на другие рейсы или вернуть им деньги за несостоявшийся перелет.

Также в документе отмечено, что фонд планируют создать не за счет бюджетных средств. «Представляется необходимым установить сбор, взимаемый с пассажиров при оформлении билетов», — сказано в письме.

В нем утверждается, что это не приведет к увеличению стоимости авиабилетов, так как новый платеж «будет формироваться за счет перераспределения сборов, установленных действующим законодательством РФ».

Сегодня в цене билета учитываются, например, аэропортовый, топливный, сервисный сборы. Также взимаются сборы за обслуживание и безопасность пассажиров, за обслуживание самолетов в аэрохабах, за предоставление навигационных услуг диспетчеров и др.

Расчеты по-русски

По словам двух источников «Известий» в авиаотрасли, размер сбора пока не определен, но обсуждается величина в диапазоне от 70 до 250 рублей с одного перелета. При этом часть платежа может пойти не в бюджет будущего фонда, а будет перечислена оператору системы за оказание услуги.

Предполагается, что этим оператором станет недавно созданное АО «Авиагарант». При этом представитель «Ростеха» уточнил, что создание фонда защиты интересов пассажиров и самих авиакомпаний — это лишь одна из задач новой структуры.

— В силу сложного положения в отрасли это становится особенно актуальным, — прокомментировали в госкопорации создание фонда.

Другой задачей «Авиагаранта» должно стать объединение процессинга для двух систем взаиморасчетов, существующих в России сегодня, уточнил представитель «Ростеха». Это СВВТ (оператор ТКП) и BSP (оператор — Международная ассоциация воздушного транспорта, IАТА). Именно через эти системы сегодня продаются авиабилеты на рейсы российских авиакомпаний, если они приобретаются у агентов, а не напрямую у перевозчиков.

Правительство планирует запретить использование BSP, следует из размещенного на федеральном портале regulation.gov.ru проекта постановления правительства, подготовленного Минтрансом. В пояснительной записке к нему сказано, что необходимо исключить возможность использования систем оформления воздушных перевозок, собственниками или разработчиками которых являются компании-резиденты иностранных государств. Это объясняется рисками возможных новых санкций, также это призвано повысить безопасность персональных данных пассажиров и противодействовать терроризму.

В Минтрансе и ТКП отказались от комментариев. Так же поступил руководитель IАТА в России Дмитрий Шамраев.

Бал закончился

Перераспределить действующие сборы в новый будет довольно сложно — ведь все сборы, которые сейчас включаются в конечную стоимость билета для потребителя, имеют свое целевое назначение, считает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова.

— Альтернативой созданию фонда могло бы служить развитие предложений страховых продуктов при продаже авиабилетов, — считает эксперт.

Очевидно, сборы сами собой не перераспределятся — чтобы билеты не подорожали, нужно другой сбор уменьшить или отменить, отметил гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. В противном случае цены вырастут на величину нового сбора, указал он.

— Но логика правительства ясна: авиации сейчас очень тяжело, текущий сезон переживут не все компании. В пандемию государство искусственно запретило банкротить авиаперевозчиков. Но бал закончился, и это отлично понимают в отрасли. Сейчас половина самолетов в парках российских перевозчиков стоит на бетоне — это прямые убытки. Думаю, что из первой десятки две-три авиакомпании не доживут до окончания этого сезона. И чтобы нивелировать социальный взрыв при банкротстве, было бы полезно иметь фонд, из которого компенсировать пассажирам потенциальные невыполненные рейсы, — сказал эксперт.

Он затруднился назвать другие страны, где существовали бы подобные фонды для пассажиров. По его словам, в европейских государствах есть система налогов, в том числе на полеты за границу (€8–45), а собранные налоги направляются на целевые программы по развитию внутреннего туризма.

Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин подчеркнул, что для запуска проекта необходимы четкие и прозрачные критерии формирования бюджета фонда.

— В рамках разработки подобных систем всегда встает вопрос, должны ли все участники платить одинаково. Ведь надежность у всех разная. При равном сборе получается ситуация, когда более сильные игроки компенсируют потери клиентов более слабых. Если же взносы разнятся, то необходимо это четко и прозрачно прописать, — заключил эксперт.

По словам члена правления Союза агентств делового туризма, гендиректора агента по продажам «Альянс-Трэвел» Татьяны Мехед, тема создания фонда для компенсаций пассажирам обсуждалась в разное время, начиная с 1990-х годов. Взимание сбора в пользу такого фонда, по ее мнению, скажется на отрасли положительно при условии, что его размер не будет обременительным для пассажиров.

«Известия» направили запросы в «Аэрофлот», «Победу», S7, «Уральские авиалинии», Red Wings, Smartavia. Собеседники издания в авиакомпаниях отметили, что им неизвестно о планах создания фонда и введения нового сбора с пассажиров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer