Российские авиакомпании могут начать разбирать самолеты на запчасти, пишет Bloomberg. В частности, издание утверждает, что с такой проблемой может столкнуться «Аэрофлот», в парке которого большая часть самолетов — Boeing и Airbus. Поставки запчастей для них ограничены санкциями. Такая же проблема может возникнуть и у других авиакомпаний.
Парк именно российских самолетов крайне ограничен, сейчас это только Sukhoi Superjet 100, но и в нем много зарубежных комплектующих. Перспективы выпуска МС-21, который должен был выйти в серийное производство в 2022 году, теперь туманны.
Поскольку многие самолеты стоят на земле, снимать с них запчасти вполне логично, такая практика была еще до ограничений, говорит генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий:
Александр Ланецкий
генеральный директор консалтинговой компании Friendly Avia Support
«Рано или поздно часть самолетов пойдет на разборку. Я думаю, что уже некоторые самолеты используются как доноры, но их разбирали и раньше. Те самолеты, которые стояли по любой причине у забора, их использовали как донора. Сейчас это значительно ускорилось и, наверное, в будущем еще значительно ускорится. Новую запчасть надо ждать полгода, это не как автомобильная, никто не изготавливает запчасти для самолета впрок, их делают только на заказ. Новую, самую простую, запчасть будут делать три месяца, а так могут делать полгода, два года. Поэтому их снимают с самолета, проверяют, выдают [документ], что они проверенные, что с ними все хорошо, и поставляют. Что важно в поставке запчастей? Скорость. Если у вас что-то сломалось, что-то вышло из строя, вам нужно как можно быстрее заменить эту запчасть, чтобы самолет выполнял полеты. Если вам что-то надо, вы снимаете запчасть с какого-то самолета, ставите, а потом, когда решите поднять этот самолет, купите запчасть на него заранее. Это общая практика, она практиковалась задолго до теперешней ситуации».
Как говорят эксперты, примерно 70% запчастей для авиаотрасли поставлялись из США, но из-за санкций в данный момент поставки из США и Европы напрямую невозможны. Китай, Турция и некоторые страны Ближнего Востока уже начали продавать российским компаниям запчасти по теневым схемам. То есть такие посредники не сообщают продавцу, кому именно предназначены детали. Правда, такие поставки существенно дороже и занимают гораздо больше времени, к тому же они не могут покрыть весь объем, необходимый отрасли. По словам экспертов, если поставки в нужных объемах не наладятся, через несколько месяцев авиакомпаниям действительно придется разбирать самолеты на запчасти.
Аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что авиакомпании найдут возможность получить необходимые запчасти:
Роман Гусаров
главный редактор портала Avia.ru
«Только на таком «каннибализме» долго не протянешь. Вероятно, будет реализовываться программа, где будут задействованы и новые запчасти, и, возможно, запчасти с тех бортов, которые в виду снижения спроса на авиаперевозки сейчас не задействованы. Конечно же, все это, я уверен, ни в коем случае не повлияет на уровень поддержания безопасности полетов, потому что любые изделия, любые запчасти, неважно, снимаются ли они с другого самолета, либо которые будут поступать и восстанавливаться в техцентрах, будут исключительно лицензионные, сертифицированные, никакой кустарщины никто не допустит. Как минимум надо понимать, что 90% магистрального парка находится в лизинге от западных партнеров, то есть юридически это их имущество, оно очень дорогостоящее, они будут переживать и переживают насчет того, как эксплуатируются их самолеты, их имущество на территории России, не будет ли оно повреждено, не будет ли оно утрачено. Они заинтересованы в том, чтобы их имущество эксплуатировалось должным образом и на нем были установлены только лицензионные запчасти. Поэтому я думаю, что сами владельцы самолетов, может быть, поспособствуют обеспечению своей техники запчастями, пусть не напрямую, пусть через третьи страны».
Газета «Коммерсантъ», ссылаясь на источники пишет, что количество полетов российских авиакомпаний в апреле год к году упало примерно на 30%. Эксперты говорят, что отрасль ожидала гораздо более существенного падения, поскольку закрыта большая часть международных направлений. Поэтому такой относительно небольшой спад в отрасли расценивается скорее оптимистично, а из-за сезона отпусков уже в мае ожидается улучшение ситуации.