Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Перспективы развития винтокрылых летательных аппаратов с точки зрения авиационной науки


18.05.22 12:39 Николай Топоров, Василий Шапкин, АвиаСоюз


Необходимо признать, что к настоящему времени развитие вертолетостроения существенно замедлилось, достигнув практического предела своего развития. Любое дальнейшее незначительное улучшение летно-технических характеристик вертолетов, создаваемых в рамках классических схем и подходов, требует значительных финансовых вложений.

Необходимо признать, что к настоящему времени развитие вертолетостроения существенно замедлилось, достигнув практического предела своего развития. Любое дальнейшее незначительное улучшение летно-технических характеристик вертолетов, создаваемых в рамках классических схем и подходов, требует значительных финансовых вложений.

Современные технологии, например, обеспечивают повышение максимальной скорости вертолетов от сегодняшних 350-370 км/ч до 400-450 км/ч, а, может быть, и несколько выше, что для вертолетов является большим достижением в техническом плане, но существенно не влияет на их эффективность и потребительские свойства, в том числе и потому, что такая винтокрылая машина становится сложнее и дороже как в производстве, так и в эксплуатации.

Ученые и инженеры всего мира ищут и предлагают различные способы выхода из сложившейся тупиковой ситуации в технологиях вертолетостроения. Так, конструкторы США предложили и, потратив на это почти полвека и огромные ресурсы, реализовали проект винтокрылого аппарата конвертопланной схемы, которая позволяет летать со скоростями до 500-600 км/ч, но обладает столь большим количеством органических недостатков (в том числе и с точки зрения безопасности), что ценность этой концепции весьма сомнительна.

Исследования отечественных ученых позволили определить принципиально другие пути выхода из означенного тупика и начать разработку ряда новых технологий, которые позволят вертолетам достичь скоростей полета порядка 600-700 км/ч. Одной из таких технологий является винтокрылый летательный аппарат (ЛА) с останавливаемым винтом-крылом.

Несмотря на кажущуюся сложность этого летательного аппарата, ученые ЦАГИ, ЦИАМ, ГосНИИАС и СибНИА детально проработали концепцию и уверены в возможности создания винтокрылого летательного аппарат (ВКЛА) данного типа.

Сейчас мы, в кооперации с АО «Вертолеты России», приступаем к созданию демонстратора этой технологии. Летные испытания этого демонстратора планируются в ближайшие 3-4 года.

Но не только на рост скоростных характеристик будущих винтокрылых летательных аппаратов направлены наши усилия. Необходимо поддерживать систему вертолетных перевозок и работ с высоким уровнем технического совершенства, экологичности, безопасности и, одновременно, с низкими издержками.

Одной из основных проблем, не позволяющих расширить область применения вертолетов, является высокая стоимость их эксплуатации. Мы предложили новые подходы к созданию вертолетной техники, обеспечивающие существенное упрощение конструкции вертолетов и повышение ее надежности и долговечности. В рамках реализации концепции так называемого «необслуживаемого вертолета» разрабатывается целый ряд новых технологий, которые обеспечивают снижение эксплуатационных расходов в 2-3 раза. Важнейшей из них является технология предиктивной диагностики.

Суть технологий предиктивной диагностики заключается в оснащении воздушного судна необходимым набором датчиков-накопителей объективной информации о техническом состоянии особо ответственных узлов и агрегатов. При этом обработка информации может проводиться как непосредственно на воздушном судне, так и вне его с применением систем передачи данных. Такие решения, использующие, в том числе, технологии искусственного интеллекта, позволяют экипажу воздушного судна (ВС) принимать правильные решения с учетом оценочных рисков возникновения опасных ситуаций.

Оснащение ВС системами предиктивной диагностики, безусловно, повышает их начальную стоимость, однако, реальная помощь в эксплуатации, включая оптимизацию сроков и глубины технических ревизий и обслуживания, позволяет существенно снизить стоимость владения ВС, повысить эффективность и безопасность их эксплуатации.

Важной задачей вертолетостроения является снижение негативного воздействия на окружающую среду. Разрабатывая технологии гибридных и электрических силовых установок, мы обеспечиваем существенное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, а проведенные нами многодисциплинарные исследования в области аэродинамики, аэроупругости, прочности и акустики позволили создать задел по технологиям снижения шума, обеспечивающим не только реализацию перспективных норм ICAO, но и лидирующие позиции в этой области в мировой науке.

В дополнение к этому следует отметить, что институтами, входящими в НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского», совместно с нашими научными и индустриальными партнерами разработаны уникальные технологии применения принципов сверхпроводимости в системах энергоснабжения и управления не только силовой установкой, но и трансмиссией перспективных винтокрылых летательных аппаратов. Их использование позволило существенно упростить и снизить массу главного, промежуточного и хвостового редукторов, трансмиссии и пр. Применение разработанной технологии необслуживаемых композитных лопастей несущих винтов, в свою очередь, позволяет снизить их массу, увеличить интервалы сервисного обслуживания несущей системы, решить вопросы с балансировкой лопастей и их заменой в условиях эксплуатации.

И, наконец, нельзя не упомянуть о развиваемых нами технологиях обеспечения безопасности эксплуатации перспективных винтокрылых ЛА и, в первую очередь, безопасности полетов. Исследования в области надежности и долговечности конструкций, предиктивной диагностики технического состояния и применения технологий искусственного интеллекта позволят нам разработать и внедрить технологии, обеспечивающие существенное снижение рисков летных происшествий.

Перспективность и реализуемость комплекса разрабатываемых отечественной наукой технологий мы планируем подтвердить на создаваемых демонстраторах технологий, летные испытания которых должны начаться не позднее чем через 3-4 года.

Внедрение новых технологий в создаваемые в ближайшем будущем винтокрылые летательные аппараты позволит повысить их скорость и дальность полета в 2-3 раза, безопасность эксплуатации не менее чем в два раза, снизить стоимость эксплуатации в 2-3 раза и обеспечить выполнение перспективных экологических требований, уменьшив шумы и вредные выбросы в 3-5 раз.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгений Белицкий
MASHNEWS
Мотор без планера: конкретного плана по использованию авиадвигателя ПД-35 пока нет

Интерфакс
Биотопливо просит поддержки
Денис Гриценко
Известия
Дистанция обслуживания: связь для наноспутников поможет проследить за экологией Земли
Наталия Ячменникова
Российская газета
35 лет назад СССР открыл свое небо для полетов по кроссполярным маршрутам через Ледовитый океан
Екатерина Тропова
АТОР
Самые опасные аэропорты России
Дарья Дмитриева
Деловой Петербург
Выпуск альтернативных запасных частей решит проблемы российской авиации
Михаил Захаров
Регнум
«Мой первый заход»: что стало понятно из переговоров экипажа самолёта AZAL
Татьяна Тюменева (Санкт-Петербург )
Российская газета
В Северной столице появятся инклюзивные авиарейсы для людей с аутизмом



Елизавета Борисенко, Кирилл Фенин
Известия
Кавказский привет: прямое авиасообщение простимулирует рост поездок в Абхазию
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой
Известия
Концептная программа: на NAIS-2025 представили технологии борьбы с вражескими БПЛА
Андрей Коршунов
Известия
В дело с «Гонцом»: как приход нового руководства «Роскосмоса» изменит отрасль
Иван Афанасьев
«Вгудок»
Новосибирск между рельсами и небом
Владимир Гаврилов, Юлия Леонова
Известия
Следующая авиастанция: на NAIS показали новый двигатель для SSJ-100 и перспективные дроны
Владимир Гаврилов, Богдан Степовой, Андрей Коршунов
Известия
Крылья, советы: что увидят зрители международной авиавыставки NAIS
Кирилл Комаров
Профиль
Плохой год: становится ли мировая гражданская авиация менее безопасной
Герман Костринский
РБК
Иск Генпрокуратуры к Домодедово: что известно о деле и бизнесе аэропорта
Мария Кузнецова
Российская газета
Новогодние каникулы в Китае повлияют на скорость доставки грузов

Business FM
Авиакомпаниям придется обосновать цены на билеты
Кирилл Фенин
Известия
Держать станцию: усилят ли РФ и США кооперацию в космосе с приходом Трампа
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Целевой напор: новая система стабилизации улучшит точность наведения дронов
Мария Кузнецова
Российская газета
Российские авиакомпании получили рекордное количество вертолетов
Наталия Ячменникова
Российская газета
Полоса препятствий: почему участились выкатывания самолетов за ВПП
Елена Балаян, София Прохорчук
Известия
Вещественное обязательство: прилетевшего в Россию пассажира задержали за таблетки от кашля
Антон Белый
Известия
Понятного полета: в России запущен в опытную эксплуатацию первый в мире вертопорт
Джереми Богайски, перевод Ксении Лычагиной
Forbes
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос
Любовь Соловьева
«Беларусь сегодня»
В Беларуси развивают полетную программу из областных аэропортов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Выйти из пике: производитель SSJ-100 разработал меры по предотвращению катастроф своих лайнеров
Екатерина Хамова
Известия
Госотказ: более 1,8 тыс. россиян не смогли въехать в Мексику в 2024 году
Герман Костринский, Елена Сухорукова
РБК
Связанная с совладельцами Внуково компания вышла из перевозчика iFly
София Черных
Ведомости
Российские авиакомпании увеличили пассажиропоток второй год подряд
Мария Кузнецова
Российская газета
Повышение компенсации при задержке рейсов будет не выгодно самим пассажирам
Михаил Захаров
ИА Регнум
«Удар птиц». Что показали переговоры экипажа упавшего под Актау самолёта
Андрей Коршунов
Известия
Лунный след: НАСА приступило к серийному запуску аппаратов к спутнику Земли
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Смахнули не глядя: в аэропортах РФ повредили шесть самолетов из-за халатности буксировщиков
Анастасия Николаева
Интерфакс
Из-за внешнего воздействия: о чем говорит характер повреждений потерпевшего крушение в Казахстане самолета?
Владимир Гаврилов
Известия
При крыльях: экипажи самолетов и наземную охрану обучат борьбе с авиаугрозами
Владимир Гаврилов
Известия
Двигатель прогрелся: летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025-го
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Петербург может стать ключевым авиахабом для торговли с Азией и Ближним Востоком
Дмитрий Корнев
Известия
Перейти на Ту: каким будет новый стратегический самолет-ракетоносец

Общественное телевидение России
Минтранс готовит скидки 50% для семей на авиабилеты. А что ждет остальных?
Анастасия Костина
Известия
Улетная подготовка: Таиланд готов увеличить число прямых рейсов из РФ
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья по клику: льготные авиабилеты начнут продаваться онлайн
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летательный исход: у «Азимута» вскрыли массовые нарушения в безопасности полетов
Васильева Татьяна
Российская газета
Гражданский госзаказ беспилотников: итоги первого года
Мария Кузнецова
Российская газета
В России создадут первый регулярный маршрут для авиабеспилотников
Анастасия Львова
РБК
«Яковлеву» отказали в праве на вывоз техники на ремонт без согласований
Любовь Лежнева
Известия
Летный настрой: правительство поддержит воздушный транспорт

РБК
АИП рассказывает: «Что поможет взлететь российскому авиапрому»
Георгий Смирнов
Свободная Пресса
«Аэрофлот» идет на «мокрое» дело — пока не научимся делать свои самолеты
Светлана Сибина (Омск)
Российская газета
Стоит ли брать питомца с собой в путешествие

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer